В предпраздничный день 5 ноября 1962 г. была перерезана алая лента, и по дороге торжественно проехали победители - те, кто свыше пяти лет строил дорогу. Но первое путешествие вокруг Москвы было совершено накануне. Его проделал самосвал КАЗ-600 серии ЮАО № 45-30. Право первого рейса было предоставлено лучшему шоферу Петру Огороднику и лучшему бетонщику Виктору Бабурову.
Их знали многие на трассе. Виктор пришел сюда, когда только начиналось строительство: кругом леса, болота, вместо домов - вагончики. Полтора дня проходил Бабуров чернорабочим, делал все, что придется, а потом стал каменщиком. Дорогу начали возводить с жилья. В вагончиках долго не проживешь, дело намечалось большое.
В дни, когда пошел большой бетон, вызвали Бабурова в партбюро и дали партийное поручение - организовать бригаду бетонщиков. От них стала зависеть судьба дороги. Бригада Виктора укладывала первые метры и последние метры бетона. Петр Огородник, совершивший круг почета, также был ветераном стройки. Начал чернорабочим, потом сел за руль трактора и в дни большого бетона - за руль самосвала. Сколько он перевез груза, трудно сосчитать.
Шины на своей машине грузовике-самосвале Петр менял трижды - через каждые 4 тысячи километров. Это расстояние составляет длину кругосветного путешествия, длину экватора. Дорога шла по знакомым шоферу и бетонщику местам. Начали путь с Горьковского шоссе - места первого натиска. Никто не мешал машине мчаться на полном ходу. На первых пассажиров нахлынули воспоминания. - Вот мой участок,- показывает Бабуров на бетонное полотно.
- А там в лесу была наша первая стоянка,- кивает на промелькнувший лес шофер. Так на всём пути - «моя дорога», «мой мост», «мой путепровод». За полсекунды машина проскочила 12 метров дороги, те самые 12 метров, что стоили 24 часов тяжелого труда бригаде бетонщиков Виктора Бабурова. Никто из рабочих не имел вначале дела с капризным бетоном.
Казалось, все просто: высыпай рыхлую массу на полотно, машины все разровняют. Но на полосе оставались то каменные волны, то бугры. Начали с 12 метров в смену, кончили 200 метрами. Можно было подолгу любоваться, как бетонщики строили дорогу. То был натиск механизированного соединения. Впереди, как танки, шли бульдозеры, разравнивавшие грунт, а затем ползли другие дорожные машины. Планировщик уплотнял земляное полотно.
Один за другим подъезжали самосвалы с бетоном к следующему за планировщиком по рельсам бетоноукладчику. Из-под него выходил слой бетона в 24 сантиметра. Кажется, машина стояла на месте, но за смену на этом «тихоходе» продвигались вперед на 150 метров, а в рекордные дни и больше, до 200 метров. Здесь была гора на пути, а сейчас в ее зеленые склоны врезалась черная лента трассы.
- Даже не верится, что тут было болото,- вспомнил Петр. - Сколько оно шоферам крови попортило!
Да, ни горы, ни болота, ни леса - ничто не в силах было помешать стремительному движению. Самосвал мчится со скоростью «Волги». Все пять лет работы мечтали строители о таком путешествии. Миновали бетонный завод - надежный тыл стройки, и вспомнился им грозовой летний день 1960 г., когда тревожная весть молнией разнеслась по трассе.
Завод горит! Пожар мог сорвать трудовое наступление, задержать продвижение на много месяцев. От удара молнии загорелся деревянный навес. Но огонь не успел сжечь бетонный завод. Бульдозерист Николай Галеев раздавил огонь тяжестью своей машины. Каждый километр пути рождался в большом труде - от первого, на Горьковском шоссе, до последнего. Последние метры кольца были взяты геройским порывом.
Трасса замкнулась на маленьком клочке земли у моста через канал имени Москвы. Весть об этом событии ждали с нетерпением: вся дорога была построена, по всему кольцу мчались машины, а у моста они пятились и шли в объезд. На правом берегу не был построен переезд с моста на насыпь кольца. Последние плиты перехода поручили уложить бригаде монтажников Никиты Лукаша. Ей дали в распоряжение одну ночь.
Бригада вела монтаж тремя кранами. Через 4 часа в штаб стройки пришло донесение: кольцо замкнулось. За смену монтажники выполнили задание на 380%. На обочине дороги промелькнул щит с надписью: «Участок Пролетарского района».
«Наши помощники!» - с радостью вспомнили шофер и бетонщик.
Такие щиты с надписью всех районов Москвы можно было встретить в дни стройки. МКАД была ударной комсомольской стройкой. На воскресники и субботники на помощь дорожникам выходили десятки тысяч москвичей - рабочие, служащие, студенты. Без их помощи не смогли бы так быстро проложить 109-километровую ленту пути.
-Здесь орешник хороший, а здесь грибы, - узнавали старые места Виктор и Петр.
Проехали знак «Площадка отдыха». Это стоянка для автомобилей. Сюда можно приезжать зимой и летом. Кругом леса, поля, речные берега. - Особенно хорошо смотреть отсюда салют. Вся Москва в цветах…
Так 4 ноября 1962 г. совершили первое путешествие вокруг Москвы, совершили круг почета два рабочих - строители кольца.
Л. Колодный. 109 километров вокруг Москвы. "Первое путешествие по кольцу"