Рылеев в линзах: любовь к Родине обеспечена…

Jan 22, 2022 23:34

Антон Шагин, исполнитель роли Кондратия Рылеева в "Союзе спасения" (2019 год) в одном интервью рассказывал про своего героя.
Мол, когда Рылеев попадал на свою любимую тему - любовь к Родине - у него загорались глаза каким-то неестественным блеском...
И тогда,мол, они с режиссёром решили, что играть Рылеева Антон Шагин будет в линзах...

Ну, правда ведь, хорошо, что у реального Рылеева были оба глаза (уха, руки, ноги)?
А то был бы один выбит, что же, пришлось бы - для соответствия образу - и актёру выбить?


 


Так пока и не посмотрела "Союз спасения".
2 года назад, когда фильм вышел, по ТВ крутили рекламные красивые картинки, снятые дроном.
Впечатляющие, ну прямо как в кино...
Но, на мой взгляд, в фильме про декабристов выстроенное по линеечке каре и чёрные ядра на искрящемся льду не самое главное.
Вряд ли в реальности такая красивая картинка - по линеечке - могла долго продержаться, всё же живые люди стояли.
С утра до вечера. Стояли и кричали "ура"!



Дмитрий Мережковский определил это как "стоячий бунт".
Поэтому и образовались вокруг толпы зевак, как только распространились слухи - на Сенатской "стоят".
Интересно же, чего они стоят? (так и сейчас толпа вокруг места съёмок).
Говорят, иностранцы, раскатывающие туда-сюда в каретах мимо Сенатской площади, удивлялись этому "стоячему бунту".

Давным-давно, когда на экраны вышел фильм "Звезда пленительного счастья" (1974),
редко кто не был очарован декабризмом (я была).



И главным героем из всех из них был для меня Рылеев в исполнении обожаемого Олега Янковского.
А блестели у него глаза неестественным блеском от любви к Родине или не блестели - это не имело ни-ка-ко-го значения.





Актёрское обаяние Олега Янковского сделало экранного Рылеева романтиком, тем более что и реальный был поэтом.
Приятелем Пушкина, создателем альманаха "Полярная звезда"

Кондратий Рылеев. Рисунок Пушкина, 1829 год:




А его ужасная казнь? Сорвался! Но всё равно второй раз потащили к петле!






Тайные общества, наводнившие Россию в начале 19-го века, по духу своему были похожи на застойных времён "кухню".
Это когда интеллигенция собиралась, чтобы поговорить о судьбах Отечества,
ну и потом, с чувством исполненного долга, сладко заснуть.

- Вы сами, государь, были бы членом тайного общества, будь вы поручиком 20-ти лет, -
так на допросе воскликнул красавец-декабрист Анненков, который хоть и состоял в Петербургском филиале "Южного общества",
но вся его вина по большей мере как раз и состояла в - А поговорить?

Выйдя на Сенатскую, декабристы, конечно, вышли далеко за рамки "поговорить".
Что у них из этого вышло, известно.



(Декабрист Каховский смертельно ранит выстрелом в спину М.А.Милорадовича, героя войны 1812 года)

Смерти они, похоже, не боялись.
Такой вывод можно сделать из их участия в смертельных дуэлях в 1824-1825г.г.
Писатель-историк Яков Гордин напишет об этом целую книгу "Дуэль как пролог мятежа".
Дуэли эти, как правило, были нешуточными, на жёстких условиях - смертельно опасными.

Тогда абсолютно непонятно их поведение после ареста.
Как они начали каяться и доносить на всех подряд, словно соревнуясь - кто больше назовёт имён.
И руководителей, и рядовых.



Из Мережковского - "Читая покаянные письма декабристов к Николаю I, не веришь глазам,
- это ли вчерашние мятежники, цареубийцы?
Революция сползает с них, как истлевшее лохмотье, открывая голое тело реакции"

Пушкинскую переписку (он в Михайловском, в ссылке), разумеется, вскрывали и читали все,
кому нужно было по роду службы читать "чужие письма"...
"Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда;
но я был в переписке со многими из заговорщиков.
Все возмутительные рукописи ходили под моим именем".

Рисунок Пушкина после 13 июля 1826 года,
"Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна".


И вот Пушкина за казённый счёт отправляют из Михайловского в Москву -
по личному распоряжению только что (22 августа 1826) коронованного Николая I
(казнь пятерых состоялась 13 июля 1826 года).
8 сентября Пушкин прибыл в Москву и в тот же день, прямо с дороги - в кремлёвском Чудовом дворце был представлен Николаю Павловичу.
Всё подробности этой встречи неизвестны до конца.

Но то, что Пушкин на этой встрече "милость к падшим призывал" это точно.
Например, к своему лицейскому другу Кюхельбекеру.
Который вполне мог стать шестым на этой виселице, потому что 14 декабря был активным участником мятежа:
пытался стрелять в великого князя Михаила Павловича и прославленного генерала Воинова. Всё - с осечкой.

Рисунок Пушкина "Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря на Сенатской площади":



Мережковский предполагал, что пистолет вообще не был заряжен,
когда "долговязый, нелепый, похожий на большого вялого комара, русский немец Кюхельбекер, смешной и добрый Кюхля,
с незаряженным пистолетом, расхаживал по площади".

Пушкин с друзьями избрали тактику - говорить, что Кюхельбекер всегда был "с приветом",
лишь бы смягчить его участь.
Конечно, никакого смягчения приговоров в результате этой встречи не было, но Пушкин хотя бы попытался...

Декабристскую тему продолжу
Рисунки Пушкина из книги Т.Г. Цявловской "Рисунки Пушкина", выпуск 1987 года
Кадры из фильмов из своб. источников Сети

кино, личности, дворянство, история России, 1810-е, 1800-е, мысли вслух, Пушкин, текст

Previous post Next post
Up