Италия под руководством Муссолини вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии в июне 1940 года,
объявив войну Великобритании и Франции;
22 июня 1941 года вместе с нацистским блоком напала на СССР, а в декабре 1941 года объявила войну США.
Так что неудивительно, что англо-американская авиация периодически налетала с бомбёжками на Италию,
а 15 августа 1943 года случилась масштабная бомбёжка Милана.
А в Милане, в трапезной при церкви Santa Maria delle Grazie, как известно,
вот уже больше 5 веков обитает дух Леонардо и его «Тайная вечеря».
Поскольку "Тайная Вечеря" - это фреска на стене, то ни о какой эвакуации речи не могло быть.
Стену закладывали мешками с песком.
Бомба попала в трапезную, разнеся потолок, тоже расписанный Леонардо и учениками.
По счастью, "Вечеря" не пострадала (если можно так сказать):
А вот тут обратите внимание на правую часть снимка, это противоположная стена трапезной:
Вот я увеличила фрагмент:
Эту фреску «Распятие, Crucifixion» создал в 1495 году Giovanni Donato Montorfano (1460-1502).
Он работал в трапезной одновременно с Леонардо.
Это именно фреска, написанная по всем правилам на влажной штукатурке.
Леонардо писал Вечерю на сухой стене - по своей методе, покрывал слоем смолы, мастики и этот метод оказался несовершенен,
фреска очень быстро начала «облупляться».
А если бы в неё попала бомба, то она просто рассыпалась бы...
«Crucifixion» пострадала значительно.
Её тоже реставрировали и она по-прежнему в трапезной как раз на противоположной стене, напротив "Тайной Вечери".
У посетителей всё внимание, конечно, первым делом - на творение Леонардо.
А фреска Монторфано тоже ведь штучный экземпляр, её бы можно в отдельный зал и специально ходить - только на неё смотреть.
Она огромная, почти во всю стену, она больше «Вечери» (которая 4,6 м на 8,8м)
Фреска сохранилась гораздо лучше, чем Вечеря.
А это крупные фрагменты с неё.
Казнь казнью, а эти товарищи стражники даже в нарды играют или во что-то там средневековое:
Мария:
Мария Магдалина и художник расписался на камне:
Вот церковь Santa Maria delle Grazie сейчас:
Вход в трапезную - как это было при Леонардо.
Сейчас этот вход закрыт; прежде чем попасть к Вечере, посетители (группа не больше 30 человек, сеанс 15 минут)
проходят через два тесных шлюза.
Понятно, что сейчас трапезная закрыта: ни о какой социальной дистанции в этих шлюзах не может быть и речи...
В самой трапезной снимать нельзя.
Это такой большой пустой зал (раньше стоял длинный стол для монахов) метров 20 в длину и метров 12 в ширину.
Вот постер, который висит в предбаннике на входе - надписями - кто здесь кто:
Фото - В. Златомрежев,
а «Crucifixion» отсканировала из книжки «Guide to the Refectory»
(Путеводитель по трапезной, изд-во Electa, доп. выпуск 2009, первый выпуск 1999;
фотографии в путеводителе Antonio Quattrone, Firenze).