После пробежек по воде 6 сентября 1945 г. ЛЛ-143 выполнила первый полет с экипажем в составе летчика Н.П.Котякова и бортмеханика Д.Я.Чернецкого . Последующие восемь полетов были посвящены доводке воздушных винтов АВ-9Ф-17Р.
До того, как лед сковал Таганрогский залив, лодка успела десять раз подняться в небо и провести в воздухе в общей сложности 5 часов 31 минуту.
Но 17 ноября после завершения десятого полета ЛЛ-143 не смогли вытащить на берег, так как сильный ветер отогнал воду от гидроспуска. Машина осталась на плаву, а ночью ударил мороз. Пришлось пять суток ждать подъема воды, ежедневно обкалывая лед вокруг самолета, а потом пробивать канал, чтобы вытянуть ЛЛ-143 на сушу.
Всю зиму машина не летала, и вновь поднялась в небо только 27 мая 1946 г. На этот раз была проведена серия из 19 полетов (налет - 19 ч 39 мин), из них шесть для доводки маслосистемы и новых винтов изменяемого шага АВ-9М-91.
Однажды опытную машину чуть не потеряли. При подготовке к полету на испытание стрелковых установок мастер-оружейник решил опробовать ограничители бортового пулемета и нечаянно выпустил очередь бронебойными и зажигательными пулями по крылу, прямо по бензобакам. Мгновенно начался пожар, но находившиеся рядом бортмеханик Д.Я.Чернецкий и военный техник Н. А. Пономарев, схватив огнетушители, сумели быстро сбить пламя. Последствия происшествия срочно устранили.
На следующий же день Вернее потребовал проанализировать характер повреждений и сделать соответствующие выводы по повышению боевой живучести самолета. Испытания продолжили те же летчики, а 22 июля они завершились облетом самолета самим председателем Госкомиссии.
В Акте Государственных и заводских испытаний, датированном 7 августа 1946 г., пилоты отметили: «Самолет ЛЛ-143 по технике пилотирования прост и вполне доступен летчику средней квалификации. По сравнению с гидросамолетом «Каталина» самолет ЛЛ-143 обладает лучшими маневренными и мореходными качествами, более простыми взлетом и посадкой, а также лучше сохраняет заданный режим полета, разгружая летчиков от утомительных движений рулями в продолжительном полете».
К тому времени приказом И.В.Сталина от 9.02.1946 г. и Постановлением СМ СССР от 21 июня 1946г. за № 1289-527с ОКБ Бериева было преобразовано в Государственный союзный опытный завод № 49 морского самолетостроения, оставшийся единственным конструкторским коллективом в стране по созданию гидросамолетов.
А чуть позже Постановлением Совмина от 6.06.47 г. за № 1922 главному конструктору за создание в сжатые сроки ЛЛ-143 присудили Сталинскую премию II степени.
www.aviarmor.net