В Санкт-Петербурге, несмотря на то, что город живет современной жизнью, очень часто совершенно внезапно возвращаешься к прошлому. Иногда оно напоминает о себе надписями на доме, что на этой стороне улице опасно стоять во время бомбежки, или вдруг лежащие гвоздики на карнизе дома, как признак памяти.
Так, оказывается обычный городской трамвай может стать причиной для воспоминаний о событиях, которые 75 лет назад стали для города спасительными. В апреле 1942 года в городе запущен трамвай для жителей города. Тогда он стал приметой весны и возвращающейся нормальной жизни.
Блокадный трамвай занимает в истории города огромное значение. Он стал символом веры в победу и самоотверженности людей, которые в условиях блокады не прекращали движение. Лишь однажды травами перестали ходить зимой в 1941-42 годах. Тогда расстояния в городе стали измеряться шагами. Когда был запущен первый трамвай, люди плакали и просили еще раз позвонить в звонок.
Учитывая, что большинство горожан не могли передвигаться, возобновление трамвайного движения стало жизненно необходимым. В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело. Городу был необходим трамвай.
Все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Значительную часть коллектива ТТУ в блокадное время составляли женщины: почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, ремонтных рабочих в службе пути, 99% вагоновожатых.
Их укрепляла вера, что не за горами тот день, когда трамвай снова выйдет на улицы города. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети - почти половину сети города.
В марте 1942 года были запущены грузовые трамваи, которые вывозили мусор. Всего на них было вывезено около 1млн. тонн мусора, снега и нечистот. И вот наступил этот день -15 апреля были запущены пассажирские трамваи. Все рейсы пересекались в центре города, чтобы из одного конца в другой можно было доехать всего с одной пересадкой.
За годы блокады на своих рабочих местах от артобстрелов и авиабомб погибло 57 человек, 211 было ранено или контужено. По неполным сведениям за 1941-1944 годы из ТТУЛа было уволено "по причине смерти" 3406 человек, как "без вести пропавшие" - 71 человек. Нанесён ущерб 5 трамвайным паркам, 3 подстанциям; 2 подстанции выбыли из строя.
Зарегистрировано свыше 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйство трамвая, разрушивших более 450 км контактной сети трамвая, 40 км кабельной сети, 64 км контактной сети троллейбуса, 1065 вагонов и 25 зданий. Общий ущерб составил около четверти всей стоимости основных фондов ТТУЛа.
Накануне Великой Отечественной войны ленинградское трамвайное хозяйство имело самые лучшие показатели за все время своего существования.
Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок.
В начале 1941 года приступили к строительству ряда новых линий, проектированию сразу нескольких парков. Но война помешала осуществиться этим планам.
Более 4,5 тысяч сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) было мобилизовано. На их рабочие места приходили женщины и подростки, возвращались производственники, находящиеся на пенсии. Квалификация многих новых работников была невысока, и опыт приходилось приобретать уже на производстве, в суровых условиях войны и блокады. Изменилась и специфика работы ТТУ.
Ленинград был крупным медицинским центром, куда привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях.Под эти цели часть «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны: салон освободили от сидений, вместо них появились кронштейны в три яруса - для носилок, в вагонах провели отопление и установили баки с горячей водой, чтобы оперативно оказывать первую помощь пострадавшим.
Грузовые трамваи работали в усиленном режиме: доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.
До начала блокады Ленинграда грузовой трамвай активно использовался для эвакуации различных предприятий и учреждений. Так, в частности, эрмитажные коллекции эвакуировали с помощью грузовых вагонов - трамвайные пути пролегали рядом.
Все события тех лет помогли восстановить реконструкторы Санкт-Петербурга
РЕКОН СПБ, которые встречали горожан в юбилейной поездке по городу.
#Горэлектротранс #ГЭТ #трамвай #транспорт #Петербург #СПб #Ленинград#БлокадаЛенинграда #БлокадныйТрамвай #ВОВ#ВеликаяОтечественнаяВойна #история #МузейГЭТ#МузейГородскогоЭлектрическогоТранспорта #15апреля,