Джейлан "Климаты" ("Времена года")

Dec 14, 2007 12:42

В летних сценах от HD-цифры было ощущение полной дереализации происходящего. Фактура кожи женщины на крупном плане в «реальности» такая же, как в ее «кошмаре». Гиперреалистическое изображение и совершенно вычищенная, выскобленная звуковая дорожка, сведенная к очень обобщенным, стандартным и оттого условным звукам и шумам. Все вместе создает впечатление безжизненности (не в пежоративном смысле, отнюдь). Возникает какая-то нестыковка между возможностями цифры и звуком, не знаю, был ли это намеренный эффект или Джелан этого не слышал, но получилось неплохо.
Держится бесконечно долгий план с женщиной на берегу, постепенно на ее лице сменяются эмоции. Медитативный проезд по горной дороге на мотоцикле. И вдруг взрыв «насилия», «действия», когда женщина, сидя сзади, неожиданно закрывает ведущему мотоцикл мужу глаза руками…
Стамбульские эпизоды с дождем за кадром уже ближе к привычной репрезентации реальности средствами цифровой съемки - не слишком спектакулярная повседневность.
Джелан хорошо монтирует, то и дело обманывая ожидания. Женщины у него в кадре систематически появляются совсем не оттуда, откуда их предполагаешь. Есть прекрасные визуальные гэги. Например, объяснение героя с женой в микроавтобусе киногруппы, их прерывают, втаскивая тяжелый кофр с техникой. Понятно, что так оно и дальше будет продолжаться - знакомый трюк. Но только сначала вторжение в кадр было слева. А в следующий раз неожиданно открывают заднюю дверь микроавтобуса.
Но странное дело, чем больше в кадре снега, тем больше джейлановский фильм становится драматургически (и не только) похож, нет, не на «Приключение» или «Путешествие в Италию», а на советское кино из конца 70-х. Мысль об «Утиной охоте» («Отпуск в сентябре») пришла в две головы, независимо друг от друга. Тот же неприкаянный, но и онтологически неприятный мужской типаж, сознательно и нет отравляющий жизнь своим женщинам, которые все с тем же легковерием тянутся к нему снова и снова, несмотря на все разочарования и унижения. Поэтому меня, наверное, в меньшей степени, чем какого-нибудь западного критика, шокирует поведение героя. Для нас это очень привычные коды
Джейлан, впрочем, чужд какой бы то ни было снисходительности к герою. В том есть что-то хищное, волчье. Поэтому все-таки «Утиная охота», а не, скажем, «Полеты во сне и наяву». Все приземлено, никаких полетов. Разговоры о диссертации и фото-съемки исторических развалин не дотягивают даже до уровня мечты об утиной охоте. Конечно, в советском кино была бездна психологии, здесь вся она редуцирована. Фильм получился почти минималистский и совсем не манерный.
Может быть, не выдающееся кино, но очень хорошее, без ляпов.
Надо будет его сопоставить с почти одновременной «Идеальной парой» Нобухиро Сувы, которая апеллировала как раз к «Путешествию в Италию» Росселлини.

прокат

Previous post Next post
Up