Мне сложно: в моей голове объем полученной и переваренной информации, связанной с этим альбомом, уже давно разросся до необъятных размеров, начиная с октябрьского поста
elga74 о
цитировании Майклом классики, продолжая обсуждением уже конкретно концепции HIStory в
форуме, плюс очень интересные замечания, на днях опубликованные
здесь. Теперь для меня очень важно попытаться собрать все это воедино. Чтобы понять еще что-то, ускользающее..
Итак, о музыке.
Начну с цитаты Лен:
"Но вот "Богатырские ворота" в History - это для меня загадка. Можно было бы подумать, что музыка просто "подошла по звучанию", если бы речь не шла о Майкле, у которого, начиная с альбома Dangerous, случайных деталей просто не бывает. И если бы второе название этой "картинки" не было "Во стольном граде, во Киеве". И если бы в тизере HIStory не было столько намеков на СССР. Я теряюсь."
Нетрудно заметить, что весь этот альбом пропитан классикой, причем во всем альбоме HIStory тема из Богатырских Ворот обыграна настолько красиво - и композиционно, и в аранжировках, и по смыслу, что я сама чуть не расплакалась от восторга: "Как же он до этого додумался?!!", когда впервые это поняла)) И если рассматривать музыкальную структуру в целом, смена темпов, музыкальных ладов напоминает крупное симфоническое произведение. У Мусоргского были Картинки с выставки, состоящие из отдельных разнохарактерных пьес, у Майкла же фактически получились вариации одной темы в четырех песнях: Don't care about us, D.S., Come together & History. Четыре кита, на которых держится каркас альбома, а в него вплетаются чудесные мелодичные баллады, которые в свою очередь из просто баллад в своем развитии превращаются, как Stranger In Moscow и Earth Song, в крик, или как Childhood, в стон, или, как Smile, в улыбку сквозь слезы..
В концертном варианте в Don't care идет вставка из песни Хистори, музыкально обе эти темы связаны друг с другом неразрывно. Вы обратили внимание, быть может, что затем в финале концерта, наоборот, песня Хистори открывается вставкой из Don't care, затем плавно перетекая в вариацию из Богатырских ворот? И что D.S. перенимает из Don't care мелодическую линию, и из Come together ритм?
"Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Ми-бемоль мажор. Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (16) апреля 1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля».
Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Указание «maestoso», медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса - ниспадающие и восходящие «восьмушки» в октаву - и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему. Вскоре она стихает, и - наступает вторая часть пьесы - начинает раздаваться созданный на фортепиано настоящий колокольный звон, сначала тише и в миноре, затем нарастая и переходя в мажор. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем - на ещё более мелких восьмых и в самом верхнем регистре - маленькие колокольцы, и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки» - тема автора, с которой начинался цикл - обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части, и сюита завершается грандиозной кодой..."
...которую и цитирует Майкл в Хистори.
Об общей концепции двойного альбома HIStory.
Выпуск этого альбома, несомненно, стал для Джексона подведением итогов его карьеры. Выдающейся, невероятной карьеры поп-исполнителя, которая была непоправимо разрушена в 1993-м году. На первом диске собраны лучшие вещи из предыдущих сольных альбомов. Второй же диск представляет уже совершенно другой уровень восприятия мира и себя в этом мире, другой уровень откровенности. Это понимание, я думаю, пришло к нему уже в период Dangerous, вспомним Карла Орфа и то, что у Майкла ничего не бывает случайным:
O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть -
всё зыбко, подобно льду.
Судьба чудовищна
и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно
и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума;
но не задумываясь
я поворачиваюсь незащищённой спиной
к твоему злу.
И в здоровье,
и в делах
судьба всегда против меня,
потрясая
и разрушая,
всегда ожидая своего часа.
В этот час,
не давая опомниться,
зазвенят страшные струны;
ими опутан
и сжат каждый,
и каждый плачет со мной!
но этот процесс в сознании должен был (о, нет, не должен, конечно же!!) завершиться публичным бичеванием и распятием. В HIStory он перестал быть "королем среди поп-исполнителей", став явлением мировой культуры и частью истории. Больше никаких масок, ничего постановочного в этих песнях, никаких заигрываний с публикой. Театр кончился, и теперь его творчество - это боль и обличение, утешение и наставление.. чистое мессианство. Он ясно дает понять, что на самом деле этими песнями он отвечает не Снеддону и не таблоидам, и даже не обществу в целом - он отвечает каждому из нас в отдельности, он отвечает перед Богом и перед историей. Это то, что называется торжеством духа.
Основываясь на этом тезисе, будет легко и очень логично перейти к рассмотрению тизера к альбому и художественной концепции.
Вначале небольшая справка. Знакомство и сотрудничество Майкла Джексона и австрийского художника Готтфрида Хельнвайна началось в 1988 году.
«Хельнвайн родился в 1948 году в Вене. Провел бесчисленное множество общественных акций и инсталляций. Занимался массовой эстетикой (комиксы, реклама, плакаты), всерьез интересовался творчеством Василия Кандинского и Уолта Диснея в США. Он безжалостный психоаналитик коллективного бессознательного австрийской нации, портретист, собравший коллекцию злодеев и гениев двадцатого века, специалист по садомазохизму, мумификатор, провокатор, не устающий напоминать всему миру об ужасах нацизма..» - такое резюме вы прочитаете на большинстве сайтов, но не все так просто ибо главное это мотивы поступков этого человека.
Его акварель (1974 г.) «Beautiful Victim» напечатана в буклете к альбому в качестве иллюстрации к «Little Susie»
Еще одна работа Хельнвайна под названием "Song" (1981 г.) с автографом Майкла, где он написал строки из "Screem":
With such confusions don't it make you wanna scream (make you wanna scream)
Your bash abusin' victimize within the scheme
You try to cope with every lie they scrutinize
Somebody please have mercy 'cause I just can't take it
Здесь на ум приходит несколько вещей.
Относительно текста:
письмо Майкла времен Bad, о котором мы недавно говорили в сообществе, рассматривая его рукописный вариант - общий смысл очень близок к этому тексту, а последняя строка повторяется почти один-в-один; плюс описка history - his story из этого же письма.
Относительно рисунка: иллюстрация самого Майкла к Childhood также из альбомного буклета
"Дети - символ чистоты, невинности, правды. Это взрослыми можно управлять, а ребенком - нет, дети невероятно умны. Задача всякого общества - превратить ребенка во взрослого. Но иногда система дает сбой и некоторым удается увернуться и остаться ребенком."
Эти слова принадлежат не Майклу Джексону, а Готфриду Хельнвайну, хотя Майкл, думаю, мог бы поставить под ними и свою подпись. Майкл оставался ребенком всю свою жизнь. Об этом много говорили. Но в то же самое время, он всю свою жизнь оставался защитником детей. Для этого ему потребовалось много мужества. И оно у него было. Всегда.
Продолжение следует...