Неплохая статья, которую я выловила в твиттере месяц назад. Автор высказался весьма по делу (хотя, может быть, и излишне пафосно - на мой вкус). Давно обещала хозяйке сообщества ее перевести, да все как-то не складывались отношения с текстом. Чуть было не бросила, но сегодня совесть проснулась. :)
Извиняюсь за грустную тему, обещаю чуть попозже запостить что-нить веселое.
Майкл Джексон, раненый вестник
Matt Semino, ESQ.
18 июля 2009
Она наконец сняла маску, и ее слезное прощание вдруг очеловечило Майкла в глазах миллионов не только любящих поклонников, но и скептически настроенных недоброжелателей по всему миру. Речь Пэрис Джексон стала трогательным завершением мемориальной службы в честь ее знаменитого отца. В то же время ее слова напомнили нам о противоречивом наследии, которое величайший артист всех времен оставил за собой после внезапной трагичной и загадочной смерти. Уход Майкла Джексона не дал ответов, а лишь породил новые вопросы о необычной жизни, которую мировой кумир вел за кулисами своей персональной сцены.
Многочисленные догадки об истинной причине смерти исполнителя варьировались от теории о случайной передозировке лекарств до взрывных заявлений некоторых членов семьи о заговоре и убийстве. В последние годы жизни Джексон попал в водоворот лекарственной зависимости, взлелеянной обширной сетью приближенных, старавшихся угодить звезде, и недобросовестными работниками медицинского истеблишмента. Не только на протяжении жизни, но даже в смерти Майкла Джексона окружают сложные юридические и этические дилеммы. Опекунство над его тремя детьми и биологическое отцовство этих детей, распоряжение его совокупным имуществом, похоронные мероприятия и выбор места упокоения останков, использование муниципальных средств Лос-Анджелеса для проведения мемориальной службы в Staples Center - все эти и множество других вопросов сгустились в мрачную тучу за несколько недель после 25-го июня.
После смерти Майкла Джексона ящик Пандоры, который представляла собой его скрытная, но находившаяся под пристальным наблюдением жизнь, раскрылся перед жадной до сочных деталей публикой и СМИ. Ежедневные заголовки прессы были похожи на медицинские карты. «Фото с аутопсии Майкла Джексона», «У Майкла Джексона загорелись волосы», «Раны и следы от игл на ноге Майкла Джексона» и «Майкл Джексон был бесплоден» - вот лишь некоторые из них. Наверное, только писатель с богатым воображением смог бы придумать историю, равную этой по драматическому накалу и количеству омерзительных подробностей. При всей ценности желтой прессы для развлечения публики, таблоиды сильно навредили памяти Майкла Джексона, затмив вдумчивый анализ его культурных достижений рассматриванием трупа и обстоятельств смерти.
Благодаря активной работе, многочисленным инициативам в области публичной пропаганды и миллионным пожертвованиям на благотворительные цели, Майкл Джексон привлек инвестиции и внимание мировой общественности к решению ряда сложных и вечных проблем, стоящих перед человечеством. СПИД, рак, голод, беспризорность, насилие, расизм, тоталитаризм, ухудшение экологии, жестокое обращение с детьми, нарушение прав животных, ограничение свободы слова и другие посягательства на основные гражданские свободы - всеми этими актуальными вопросами Джексон занимался, используя имеющиеся у него возможности. У Майкла Джексона было редкостное, совершенно нехарактерное для других артистов такого масштаба интуитивное понимание проблем, преследующих нашу экосистему.
Многие настолько ослеплены эффектностью Джексона и непрекращающимися слухами вокруг его жизни и смерти, что просто не замечают всеобъемлющие социальные и политические темы, затронутые в его музыке, видео и публичных интервью. Ведь в его лирике присутствует чрезвычайное эмоциональное напряжение и неприкрытые чувства, а видеоряд некоторых песен, таких как “They Don’t Care About Us”, “Heal the World” и “Earth Song”, откровенен и полон душевной боли. Внимательно проанализировав работы Майкла Джексона можно увидеть за ними горячее желанием улучшить жизни малоимущих и угнетенных во всем мире. Страсть и воодушевление, с которым Джексон зарывает руки в почву и хватается за стволы деревьев в клипе к “Earth Song”, и текст песни об окружающей среде и защите животных являют нам настоящего лидера человечества, глубоко обеспокоенного проблемами, с которыми он сталкивается.
Лишь незадолго до и после смерти Джексона в мире произошли события, подтверждающие наличие проблем, на которые он пытался открыть глаза обществу. В Иране в результате подавления гражданских демонстраций погибла девушка Неда Ага-Солтан, пав жертвой тоталитарного государства. В Вашингтоне белый сторонник теории расового превосходства попытался совершить преступление в американском Музее Памяти Холокоста и в порыве ненависти убил черного охранника. В Северной Корее американские журналистки Лора Линг и Юна Ли были несправедливо приговорены к двенадцати годам тяжелых исправительных работ, по сути став козырями в международной игре беспощадного диктатора. Майкл Джексон открыто высказался против подобных форм расизма и репрессий и пытался вдохновить нас на прекращение актов насилия и дискриминации. Как мы можем упускать этот посыл теперь, когда так важно принять его к действию? Мало того, что мы все еще игнорируем призывы Майкла Джексона, мы до сих пор продолжаем порочить его репутацию.
Сфокусировавшись на физических подробностях смерти Джексона, мы совершенно упустили его социальную значимость для нашей современной культуры. Майкл Джексон превратился в символ, обладающий огромным потенциалом и способный положить начало периоду тяжелой общественной рефлексии. Какие успехи были достигнуты в решении поднятых им глобальных вопросов о нарушении прав человека и гражданина? Что еще нужно сделать в этих сферах, чтобы успешно продвинуться вперед? Вот ключевые проблемы, которые должны быть рассмотрены в контексте смерти Майкла Джексона.
Кто-то, возможно, спросит, почему столь неоднозначная фигура - человек, бывший мишенью критики и общественного негативизма - должен иметь такой вес при формировании общественного дискурса по насущным вопросам сегодняшнего дня? Иногда для того чтобы заставить людей размышлять над своими принципами и ценностями, нужен лишь один человек, заметно выделяющийся на фоне остальной части общества. И это не обязательно должен быть политический или духовный лидер. Джексона высмеивали и перед ним преклонялись. Его поливали грязью и превозносили. Во многих отношениях его история представляет собой череду самых высочайших высот и сокрушительных падений, какие только жизнь может преподнести человеку. Потрясающий талант, успех, богатство и общественное обожание - с одной стороны, и чрезвычайное одиночество, страх, зависимость и погубленная репутация - с другой. И несмотря на это, Майкл Джексон был больше, чем просто артист. Его достижения в области эстрады без сомнения огромны, однако именно его широкое культурное влияние позволило преодолеть экономические, социальные, политические, расовые, религиозные и возрастные барьеры. Джексон вырос из просто волшебного исполнителя в гуманиста исторической важности. Он был современным глашатаем дня, сказочником-прорицателем, сумевшим поднять уровень гражданского сознания выше национальных границ. Именно такого уровня вклады общественный договор требует от тех, кто благословлен природным талантом, властью и богатством. И разве не должны мы принимать и поддерживать людей, предназначенных судьбой для этой жизненной миссии, вместо того, чтобы втаптывать их в грязь? Со временем анализ значения личности и трудов Джексона будет проведен, и культурное влияние его персоны будет признано. Как произведение классической греческой литературы, изображающее вечные темы человеческой борьбы и страданий, идеи и творчество Майкла Джексона со временем займут достойное место в современном культурном пантеоне. Но зачем же было стрелять в провозвестника?
Неоднозначный документальный фильм Мартина Башира, “Living with Michael Jackson”, выпущенный в 2003 году, - лишь один из многих примеров того, как несправедливо изображали Джексона СМИ. Эта передача стала для звезды настоящим PR-кошмаром. Видео-интервью и комментарии Башира были искусно отредактированы, дабы изобразить Джексона страдающим манией величия растлителем малолетних. Фильм сделал очень негативный акцент на жестокостях, которые Джексон в детстве перенес от отца, на слухах о радикальном изменении внешности певца, на его близкой дружбе с молодыми мальчиками, природе прошлых романтичных отношений, вопросах происхождения его детей и других деликатных темах. Башир отредактировал запись удобным ему образом, вырезав все компенсирующие негативизм фрагменты. Этот документальный фильм и передача с опровержением, выпущенная Джексоном после этого, впервые позволили непредвзято заглянуть во внутренний мир исполнителя. Во многих отношениях, Майкл Джексон был одиноком человеком, которому комфортнее всего было жить в изоляции, за воротами ранчо Neverland, в компании животных, детей, аттракционов и остального богатства. Из-за бремени своей известности и постоянного внимания папарацци, слетавшихся, как паразиты, на любое его появление на людях, в последние годы Джексон стал практически полным затворником и перестал появляться даже в высшем обществе. После просмотра этих интервью становится ясно, что Майкл Джексон - одна из самых непонятых личностей в современной поп-культуре.
Агрессия СМИ против него подстегивается еще и тем, что он, как символическая фигура, вынуждает нас посмотреть на себя в зеркало, взглянуть в лицо непростым, а порой и вовсе неразрешимым личным и общественным проблемам, - проблемам, которые мы не хотим признавать. Да как он смеет?! Джексон проливает свет на достижения и неудачи цивилизации в их самых откровенных формах. Ведь относиться с презрением к изменениям его внешности - означало признать излишества культуры, одержимой красотой и позволяющей с помощью денег менять самые основы наших ДНК. Разглядывая и комментируя его маску, разве не признавали мы наличие своих собственных масок, за которыми иногда скрываемся в прямом и переносном смысле? Как ни странно, за физические изменения "чудаком" и "фриком" Джексона заклеймила та же самая культура СМИ, которая продвигает идею физического совершенствования любыми доступными средствами. Как сказал сам певец во время интервью с Баширом: “Пластическую хирургию изобрели не для Майкла Джексона!”
За обвинения в совращении малолетних, выдвинутые против Джексона сначала в 1993, а затем еще раз в 2005 году, общественность и СМИ буквально поджарили его на вертеле. В то же время сами обвинения были, по-видимому, лишь необоснованными попытками вымогательства, вызванными мелочной жадностью и ревностью обвинителей. Несмотря на урегулирование вопроса в 1993 году и оправдательный приговор в 2005, коммерческому успеху и репутации Майкла Джексона в глазах общества был нанесен тяжелейший ущерб. Выдвинутые против него обвинения по сути представляли собой классическую охоту на ведьм в осовремененной форме. К сожалению, в его случае охота не была ограничена Салемом, но, благодаря поддержке современных технологий СМИ, разыгралась на мировом уровне. Обвинения, вероятно, были спровоцированы чувством ревности, возникшим у родителей предполагаемых жертв из-за того, что их дети были очарованы Джексоном. Возможно, родители думали, что не смогут соперничать с любовью и материальными благами, которые Майкл Джексон давал их детям, и это заставило их в отчаянии наброситься на него. Ревность в совокупности с жадностью легко воспламеняема. Изображение Майкла Джексона в СМИ как одержимого пластическими операциями эксцентрика сделало его легкой целью и не вызывающей симпатий жертвой. Людям просто не верилось, что человек, выглядящий и ведущий себя подобным образом, может быть в душе добрым, чувствительным, сострадающим и любящим. «Каковы его мотивы? Что с ним не так?» Что-то должно было быть не в порядке. Но давайте допустим на секунду, что Майкл Джексон просто хотел дать надежду тем, кому в этой жизни повезло меньше. Было ли все это тогда лишь бесчувственным уничтожением человека ради потакания нашим слабостям и страхам перед тем, чего мы не знаем и не понимаем?
Размышляя над жизнью, а теперь и смертью Майкла Джексона, трудно не чувствовать печали и не рассматривать его образ в трагическом свете. При всей власти, богатстве и известности его постигла судьба птицы, сбитой камнями в полете. Угнетаемый обществом, Джексон продолжал замыкаться в себе, страшась того, что этот мир, об исцелении которого он так заботился, в него швырял. Художник и гуманист, он был обременен миссией, которую, как полагал сам, не смог выполнить. Болеутоляющие приносили забытье, заглушая сознание того, что попытки помочь людям и изменить мир терпят крах, а бремя известности и язвительной критики оказалось непосильным для одного человека. Майкл Джексон стал современным Сизифом, осужденным вечно катить камень в гору и видеть, как он скатывается обратно вниз. К сожалению, наш Сизиф потерпел крах под натиском этой борьбы.
Майкл Джексон был вознесен богами СМИ до уровня поп-божества, легендарной фигуры только затем, чтобы они же, создавшие его успех, смогли закидать его камнями и распять. Безусловно, у него были странности, лежавшие за пределами нормы и социально приемлемого поведения. Но значит ли это, что он совершал нечто незаконное или неправильное? Многие действия Майкла Джексона были нетрадиционны, но разве масштаб его известности и глобальный статус не превосходили все, чему когда-либо была свидетелем современная культура? Его величие и его оригинальность были связаны неразрывно и подстегивали друг друга.
Бесспорно, небывалая известность и богатство позволили Майклу Джексону удалиться из мейнстрима и обозревать мир с выгодной обособленной позиции. Но иногда нужна именно такая привилегированная и в то же время изолированная позиция, чтобы сделать беспристрастные выводы и в итоге создать средствами искусства наиболее правдивый социальный репортаж. На протяжении истории человечества многие художники были высмеяны и презираемы обществом во время своего расцвета, а затем посмертно помещены в сонм Великих. Без сомнения, Майкл Джексон в свое время получит заслуженное признание критики и как художник, и, что наиболее важно, как гуманист.
ИсточникПеревод мой
Кросс-пост в
mj_ru