Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть, безусловно, долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость, а не быть благодарным - подлость. В.О. Ключевский, российский историк
После Великой Октябрьской социалистической революции две в равной степени враждебные Москве окраины России пошли разными путями. И их социально-экономические достижения различны. Финляндия - по всем показателям значительно превосходит Украину. Почему же так случилось?
Памятник в Хельсинки российскому императору Александру I
Поразительным в российско-финских отношениях является соединение ярко выраженной русофобии финнов с их ностальгией по прошлому в составе Российской империи.
В стране масса памятников российским императорам - от монументальных скульптур до нелепых табличек. Объяснение этому простое - если бы не победа русской армии в войне со Швецией вернувшей эти земли под протекторат Великой Руси, то финны если бы не исчезли как этнос, но своего государства у них не было бы. России же, как таковые, эти земли были не интересны, важно было чтобы они не использовались в качестве плацдарма для нападений на Россию, тем более, что рядом с границей находилась столица Империи - Санкт-Петербург. Первым указом Александр I провозгласил создание финской нации. При этом, все законодательство (и чиновничество!) оставалось шведским времен Герцогства финляндского. За императорской властью оставалось главным образом внешнеполитическое представительство и вопросы обороны Великого княжества и, естественно, России.
Как своего рода подарок Великому княжеству Финляндскому было присоединение к нему на рубеже 1811-1812 гг. бывших земель Великого Новгорода - Выборгской губернии (Карельский перешеек с Выборгом и сев. Приладожье), которая уже были в составе Российской Империи с 1744 года.
Начиная с 1840-х годов, во времена правления Николая I в Великом княжестве стали проводиться реформы в области просвещения. Были открыты школы с преподаванием на финском языке - до этого преподавание в местных учебных заведениях в Финляндии велось исключительно на шведском языке. Причем первые финские школы появились не в Финляндии, а в России, в Санкт-Петербургской (до 1710 г. Ингерманландской) губернии! В это же время Финляндии было получено высочайшее соизволение на издание религиозной, исторической и экономической литературы на национальных языках. Эта политика проводилась и при императоре Александре II. В 1858 году в Финляндии появился первый лицей, где преподавание велось на финском языке.
Памятник в Хельсинки К.Маннергейму, свитскому генералу Его Величества Николая II (1912 г.), маршалу Финляндии (1942 г.)
С подачи «либеральной интеллигенции» принято считать, что причина русофобии финнов - поддержка Советским государством Красных финнов в кровавой Гражданской войне. Но это не совсем так. Финские националисты начали бороться с Россией в 1880-х годах. С началом Первой мировой войны (1914 год!) финских националистов стала активно поддерживать Германия, организовавшая на своей территории лагерь для обучения военному делу финских сепаратистов и коллаборантов (Финляндия в то время входила в состав России, воевавшей на стороне Антанты!). После получения Финляндии независимости, ее начал раздирать внутренний конфликт между Сенатом и правительством, с одной стороны, и социал-демократами, с другой. Конфликт перерос в Гражданскую войну, в ходе которой социал-демократы опирались на Красную гвардию, а Сенат - на финских егерей, переброшенных из Германии, которых возглавил бывший царский генерал К.Маннергейм. Мгновенно было забыто все, что Россия делала для Финляндии - от Александра I до В.И.Ленина! В Клятве меча от 1918 года Г.Маннергейм говорил буквально следующее о советском правительстве - «одной рукой обещало Финляндии независимость, другой рукой отправило своих солдат и хулиганов завоевать... Финляндию обратно и раздавить с помощью своих красногвардейцев молодую свободу Финляндии в крови». Социал-демократы потерпели поражение. В эйфории от этой победы (достаточно сомнительной) националисты подавили пророссийски настроенных финнов и фактически истребили русское население Выборга (Viipuri) и начали проводить жесткую антисоветскую внешнюю политику. Националисты объединили финнов на основе идеи построения Великой Финляндии от Ботнического залива до Урала. Несомненно это была подлость по отношению к России - Финляндия вступила в период оголтелой русофобии. В 1938 гг Финляндия втянула Россию в Зимнюю войну, а в 1941 году - в Войну продолжение.
В 1941 году во второй Клятве меча маршал Финляндии К.Маннергейм повторил: «...не вложу меч в ножны до тех пор, пока Финляндия и Восточная Карелия не станут свободными». Сама эта идея довольно странна: величие Финляндии неотрывно от величия России и наоборот - Великая Россия во многом этнически и есть Великая Финляндия. Оголтелый национализм привел к бессмысленным для Финляндии войнам - Гражданской, Зимней и Войне-продолжению и привел к национальной катастрофе.
Социал-демократы возродили страну из пепла проигранных войн на основе принципа добрососедства с Великой Россией. Политика умеренных финских националистов Паасикиви-Кекконена привела к тому, что Финляндия по качеству жизни ее граждан стала одной из самых успешных стран во всем мире. Если же учитывать ее географическое положение, довольно скудные природные богатства - то самой успешной. И это не результат каких-то уникальных этнических особенностей финнов, а, прежде всего, результат воплощения социалистических идеалов на прочной базе - системе образования и культуры. Прежде всего культуры государственного управления и культуры ведения сельско-хозяйственного и промышленного производства. Причем эта база создана как при участии и при покровительстве Российской Империи в течение всего XIX столетия, так и при дружественной политике, проводимой СССР по отношению к Финляндии в послевоенный период. Но русофобия в Финляндии не прошла, даже
на уровне ее руководства. Более того, в период недавнего празднования 100-летия независимости Фнляндии практически не упоминался вклад, сделанный финскими социал-демократами в обретение независимости в 1917 году и не упоминалась их роль в послевоенном восстановлении страны. К тому же в Финляндии пламенный финский патриот президент У.Кекконен почитается несравненно меньше, чем К.Маннергейм, относившийся к финнам и Финляндии весьма прохладно.
Несмотря на некоторые различия, южная окраина Великой России повторяет судьбу Финляндии. Здесь сто лет тому назад в рамках СССР сформировалась Украина, прихватившая добрую часть России и всю Новороссию. Малороссийским националистам, по-сути являющимися единым с русскими этносом, к середине 1950-х годов удалось под лозунгами пролетарского интернационализма сформировать Великую Украину, дополнительно включив в ее состав западнорусские и польские земли, а затем и Крым. Несмотря на тяжелейшие Гражданскую и Великую Отечественную войны, прошедшие по территории юга России, УССР к моменту распада СССР была процветающей и самодостаточной республикой. Этому способствовало, прежде всего, ее географическое положение, природно-климатические условия, высокая культура многонационального населения.
Для укрепления своей власти победившая в 1989-1991 гг. буржуазия УССР встала на путь отделения от Великой России и для этого подняла знамя воинствующего национализма. В результате полиэтническая южная окраина Великой России оказалась втянутой в гражданскую войну и открытое противостояние со своей большой Родиной. В итоге из процветающей окраины Великой России с высокоразвитой промышленностью и сельским хозяйством Украина стала одной из беднейших (если не самой бедной) стран Европы. Будущее Украины как самостоятельного государства неопределенно: огромное число предприятий прекратило свое существование, людям негде работать, поэтому миллионы украинцев вынуждены искать работу за рубежом; в стране царит националистический беспредел и идет Гражданская война; государственные институты разваливаются; страна находится под внешним антиукраинским управлением. Более того, всеми силами правящая националистическое руководство Украины разжигает в стране и за ее рубежами беспредельную русофобию. Иначе как подлостью назвать это нельзя. И конца этому не видно.
Две страны, две окраины бывшей Российской Империи, в 1917 году избравшие разные пути. Финляндия через десятилетия бедствий пришла к процветанию, а Украина, через десятилетия процветания - к краху.
В похожем положение оказались и бывшие прибалтийские республики СССР, также сохранившие свою этническую самобытность благодаря протекторату Российской империи и СССР. Там те же, как и на Украине, - разгул русофобии, национализма, полный крах промышленности и сельского хозяйства, эмиграция рабочих и интеллигенции за рубеж. Да и внутреннее и внешнее положение современной России, в которой на всех уровнях - идеологическом, государственном, социально-экономическом - жестко подавляются социалистические тенденции и делается попытка разжигания националистических страстей, не очень хорошее.
Какой же можно сделать вывод? Вероятно, он однозначен - национализм это наркотик, дающий сначала ощущение счастья, а затем разрушающий государственный организм. От полного краха государственности может спасти только социалистический вектор развития и полный отказ от оголтелого национализма.
Добрососедство - единственная гарантия процветания независимых государств. А размеры государства - это второстепенное. Главное для определения его величия - качество жизни граждан. Если укрупнение ведет к улучшению жизни граждан - то лишь тогда надо объединяться.