Один в поле воин? Ракурс.
Проблемы с расположением предметов в кадре начинаются уже тогда, когда мы фотографируем один предмет. Вот казалось бы, что может быть проще? Вроде бы ситуация из разряда «Point and shoot» - навел камеру да и сфотографировал... Ан нет :)
Начнем с одного предмета...
Когда только начинаешь снимать, первый порыв навести камеру так, чтобы тарелка (кружка, яблоко, или вот этот гранат) была в центре кадра. У многих из нас, наверняка, есть такие снимки :) И пусть это в большинстве случаев не самое удачное расположение, есть на что обратить внимание и поэкспериментировать, не перемещая предмет к кадре.
Каждый предмет можно снять под разными углами, и получить очень разные фотографии, создающие совершенно разное впечатление.Рассмотрим несколько вариантов?
45 градусов
Когда-нибудь задумывались, как мы видим еду большую часть времени? Это примерно под углом в 45 градусов. Именно такой угол получается, когда мы садимся за стол. Такой ракурс первое время может нам казаться более привычным и правильным.
Гранат сфотографирован под 45°.
Горизонтально - с уровня предмета
С данного ракурса нам будет видна только одна сторона предмета, если, конечно, у предмета есть «стороны» ;) (а ведь он может быть и «шариком»). Это не очень выгодный ракурс для передачи объема, так как форму в такой проекции передать трудно и приходится особое внимание уделять свету и пластике. В то же время, он придает некоторую значимость предмету, и тот выглядит крупнее чем на самом деле. В компании с другими элементами композиции, будет ясно, какой предмет мы считаем главным. Если же мы снимаем один предмет, такой ракурс может создать эффект «официальности» снимка. Часто именно этот или следующий ракурс используются в стоковой фотографии для съемки одного предмета.
Горизонтально, с уровня стола.
Горизонтально - с уровня стола
С такого ракурса предмет кажется больше своих размеров, эффект сильнее, чем в предыдущем случае. Он кажется важным, и создается ощущение, что он занимает весь кадр. В случае с тарелкой, стеблями сельдерея, лежащими на столе, или столовыми приборами этот ракурс придает больше объема кадру, если видно, как противоположный конец предмета (например, кончик вилки) уходит в даль. Небольшая глубина резкости еще больше усиливает это ощущение. Также данный ракурс очень подходит для небольших предметов, особенно если хочется скрыть реальный размер. Например, был у вас маааленький цыпленок... ;)
Гранат сфотографирован сверху.
Сверху
Этот необычный ракурс получает все большую популярность среди кулинарных фотографов. Он позволяет создать интересные композиции, очень геометричные, так как именно с этого ракурса явно видна форма тарелок, расположение других предметов сервировки. При таком ракурсе объем на фотографии отступает на второй план, фотография начинает походить на двухмерную картинку, а важными становятся линии, формы, цвета, фактура, геометрия и общая композиция. Но если к вездесущим тарелкам добавить высокие бокалы, кувшины или бутылочки, использовать небольшую глубину резкости, можно усилить ощущение объема в кадре.
Несмотря на то, что мы говорим об одном предмете, мы должны помнить об еще одной немаловажной части фотографии, которая всегда-всегда присутствует. Это фон. Если мы снимаем даже один предмет на каком либо фоне, то от того, как мы это делаем, зависит не только вид самого предмета, но и общее впечатление, сочетание предмета и фона.
Фон - старая доска. 45°. Краев фона не видно.
Фон
Во всех ракурсах, про которые мы поговорили, фон будет выглядеть по-разному и играть разную роль.
Когда мы снимаем под 45 градусов, на подсознательном уровне мы представляем себе, что фон - это стол, за которым мы едим. Для такого ракурса популярны сейчас цветные досчатые или состаренные поверхности, мы начинаем представлять себе, что это старенький бабушкин стол. В таком ракурсе, если у вас достаточно большой досчатый фон, не нужно волноваться о том, что окажется в кадре позади предмета, потому что весь кадр будет заполнен поверхностью, на которую вы предмет поставили.
Горизонтально с уровня предмета. Бесшовный фон.
Если мы снимаем с уровня предмета, то тут придется более внимательно отнестись к фону, потому что с этого ракурса видна как та поверхность, на которой стоит предмет, так и то, что находится позади. В стоковой фотографии используют так называемые «бесшовные фоны», что позволяет избежать видимого стыка горизонтальной и вертикальной поверхностей фона. Это могут быть специальные предметные столы, где пластик аккуратно по дуге загибается и переходит из горизонтального положения в вертикальное. Для этой же цели может служить обычный ватман, закрепленный таким же образом. А если нет желания использовать специальный фон, можно уменьшить глубину резкости, чтобы также «стереть» резкий переход между столом и задним фоном.
Снимая с уровня поверхности, на которой стоит предмет, можно увидеть только фон-задник, он займет большую часть картинки. Фон-стол же почти не попает в кадр или будет виден только его торец. В этом случает тоже очень удобным может быть использование бесшовного фона, слегка загнув передний край ватмана или пластика вниз, можно снять так, чтобы торца стола видно не было.
Если мы выбираем верхний ракурс, то стол (или другая поверхность, на которой расставлены предметы) занимает все пространство фотографии, и уже на нем, как на холсте, мы можем создать свою картинку, композицию. Такой ракурс может быть очень выгодным для экспериментов с текстурой фона, например, состаренные деревянные поверхности, циновки или грубые ткани. Только следите за тем, чтобы фон не отвлекал внимание от вашего блюда. Или можно взять совсем простой не привлекающий внимание фон, чтобы обратить больше внимания на сам предмет съемки.
Разнообразие фонов.
Заметка про объективы:
А каким объективом вы снимаете? Обращали внимание, что объективы с разным фокусным расстоянием имеют не только различные углы зрения, но и своеобразно передают картинку? Они меняют восприятие предмета и фона и расстояния между ними.
Широкоугольные объективы охватывают большую площадь, поэтому нужно следить, чтобы фон соответствовал размером. Если у вас небольшой по площади фон, воспользуйтесь более длинным фокусным расстоянием. Также широкий угол искажает перспективу, увеличивает ее эффект. Создается впечатление, что расстояние между предметом и фоном больше, чем оно есть на самом деле. Один предмет, снятый на широком угле будет выглядеть более выпуклым и объемным.
Длиннофокусные (теле-) объективы «уплощают» перспективу, делают предмет и фон ближе друг к другу, минимизируют перспективные искажения, приближая видимые пропорции предмета к "идеальным".
Все картинки в статье кликабельны.
Обсудим или пофотографируем?
Как часто вы меняете ракурс съемки? Экспериментируете ли в течении одного фото-сета? Какой ваш любимый угол съемки?
Сфотографируйте один предмет под разными углами. Попробуйте сочетанием один предмет+фон+ракурс создать смысловой «характерный» снимок. (классический натюрморт, rustic style, стоковый, графичный, концептуальный - это лишь несколько вариантов)
Какой ракурс подошел больше для вашей задумки и данному предмету? Почему?
Срок для выполнения задания одна неделя. Вашу фотографию прикрепите в комментарии, или ставьте ссылку на пост в вашем ЖЖ с работой по заданию. Пожалуйста, выберите одну фотографию, которую вы посчитали наиболее успешной! Для обсуждения ваших работ потом будет отдельный пост.;)