Поговорим о цвете.

Apr 01, 2012 18:54

В прошлый раз, разбирая две наиболее понравившиеся вам фотографии, я упомянула о цветовом круге и о сочетаемости цветов. Сегодня хочу рассказать вам именно об этом.
Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния, что нам, фотографам крайне важно, ведь мы своими фотографиями хотим вызвать определенные эмоции и передать свои.



Как формируется цветовой круг?




Проще всего увидеть цветовую гармонию, если посмотреть на цветовой круг или спектр, построенный по принципу порядкового возрастания цветов. Количество элементов (цветов) в спектре может быть разным, но это число должно подчиняться геометрической прогрессии и начинаться с числа 3 (3,6,12,24,48...).
Число три - это основа спектра, если сравнить цветовой круг с домом, то число 3 - его фундамент. Мы рассматриваем сейчас самую распространенную цветовую схему в которой основой (фундаментом) являются 3 основных базовых цвета - желтый, красный, синий.

Три базовых цвета (синий, красный, желтый) называются - первичными и располагаются на плоскости в виде равностороннего треугольника.




Путем смешивания между собой каждых 2-х основных цветов, мы получаем вторичные цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Они тоже образуют между собой равносторонний треугольник.




Вместе первичные и вторичные цвета образуют элементарный цветовой круг из 6-ти элементов.




Тем же путем смешивания соседних цветов в элементарном цветовом круге получаем шесть третичных цветов (красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый).




Исходные первичные, вторичные и третичные цвета самые яркие и насыщенные, в них отсутствуют добавки черного, белого или серого. Добавление белого к любому из 12-ти основных цветов, создает его светлые, пастельные тона. Разбавление насыщенного базового цвета черным или серым порождает более глубокие темные оттенки.
Все эти цветовые комбинации - первичные, вторичные, третичные цвета, элементарный цветовой круг, 12-ти частный цветовой круг являют собой законченные гармонические комбинации цветов. Цвета в них полностью дополняют друг друга и представляют собой единое целое. Можно использовать эти цветовые сочетания для создания гармоничного интерьера, дизайна или любого другого произведения визуального искусства, фотографии в том числе. А сам 12-ти частный цветовой круг, очень удобно использовать для определения цветовых пар - противоположных цветов спектра.

В конце всего материала я дам вам небольшое задание, всем желающим, и чтобы вам было легче его выполнять я также дам некоторые полезные материалы и картинки.

Образцы цветовых палитр

Например, вы хотите создать на фотографии определенную гамму. Эти палитры помогут подобрать предметы тех цветов, которые в конечном итоге дадут определенную картинку.

Деревенская цветовая палитра




Цвета палитры: какао, кофейный, темный шоколад, бежевато-голубой, бледно-голубой.

Капустная палитра в сине-зеленом цвете




Цвета палитры: нежно-зеленый, пепельно-зеленый, сине-зеленый, сине-голубой, фиолетовый.

Новогодняя палитра (либо же просто праздничная, яркая)




Корично рождественская палитра




Цвета палитры (сверху вниз): зеленого мха, светлой корицы, солнечно-карамельный, топленого молока, дикой гвоздики.

Песочно-лазурная палитра




Основные цвета песочно-лазурной морской палитры: лазурно-зеленый, нежный песочно-зеленый, светло-песочный, золотисто-песочный. Дополнительные цвета палитры: синий, глубокий небесно-голубого, персиковый.

Королевская палитра




Цвета палитры: сине-зеленый, бордовый, красный, оранжевый, слоновая кость.

Уютная цветовая палитра




Название цветов в палитре (сверху вниз): бирюзово-голубой, тыквенно-оранжевый, золотисто-горчичный, бежево-коричневый, цвет горького шоколада (темно-коричневый).

Не обращая внимания на названия палитр, общий смысл составления композиции, думаю, понятен.

Источник материала

И немного той же теории более научным, но, тем не менее, понятным языком. Материал я взяла из книги швейцарского художника Иханнеса Иттена "Основы цвета".

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определенным правилам гармоничные сочетания этих цветов.




Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.

ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетание цветов. Заметьте, что цвета можно и нужно варьировать по насыщенности и светлоте (яркости). И кстати, часто встречающаяся еще одна гармония: по насыщенности. На картинке представлены возможные варианты цветовой гармонии.




Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нем. Интересно, что дополнительные цвета при смешении дают серый цвет (три основных цвета, кстати, тоже). Поэтому, если вы примените их рядом и в больших количествах, то в глазах зрителя будет происходить смешение до серого.
Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из её основных положений.
Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.
Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине (фотографии) определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.
В композиции картины важно также место расположения цвета. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части фотографии, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части фотографии производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс.
Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства фотографии - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» - подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости. «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство фотографии в глубину.

В качестве домашнего задания попробуйте потренироваться сделать фото в одной тональности и фото с контрастными цветами. Тем, кто снимает еду, это может быть одно из блюд по плану, тем же, кто еще только учится или просто будет пробовать свои силы - снимите натюрморт из подручных предметов на кухне- посуда, фрукты-овощи. В комментарии кидайте фото или ссылку на него, размер не более 640 пикселей по широкой стороне!
Срок - неделя, до 5 апреля включительно.
По итогам мы отберем 3 лучшим и в отдельном посте опубликуем с нашими комментариями.

Для вдохновения несколько фотографий-примеров.

Фотографии в одной тональности:



















Контраст:
















А есть еще такое понятие, как цветовые пятна, это когда среди однотонной спокойной гаммы появляется что-то яркое, выбивающееся из общей гаммы.







Для материала использованы фотографии отсюда и отсюда, а также из моего личного фотоархива.

Удачных экспериментов и оставайтесь в нами!

задания, теория

Previous post Next post
Up