Согласно данным сайта Navalnews, инженеры военно-морской базы Венчура Каунти (англ. Ventura County Naval Base, штат Калифорния) добились значительного успеха в разработке новой логистической системы, предназначенной для пополнения боекомплекта вертикальных пусковых установок (ВПУ) прямо в море. Экспериментальный образец системы, известной как TRAM, был продемонстрирован военно-морскому секретарю Карлосу Дель Торо - и тот распорядился не позднее середины 2024 года провести полноценные испытания в море.
Пополнение боекомплекта кораблей вдали от баз всегда было важной составляющей логистической цепочки американского флота. Еще во Вторую Мировую, американцы в полной мере осознали важность «плавучего тыла»: системы транспортов снабжения, танкеров, плавучих доков и плавмастерских, позволяющих поддерживать боеспособность кораблей вдали от оборудованных баз.
Именно огромный (и прекрасно организованный) флот снабжения был тем инструментом, который позволял американским соединениям оперировать за многие тысячи километров от родных берегов, нанося сокрушительные удары по японскому оборонительному периметру.
Линкор "Нью-Мехико" грузит боекомплект. 356-мм снаряды весом в полтонны каждый аккуратно разложены по палубе и потихоньку переправляются в погреба через специальные люки.
С наступлением ракетной эпохи, ситуация с перезарядкой в море стала... существенно сложнее. Первые управляемые ракеты (
вроде RIM-2 «Terrier» или RIM-8 «Talos») весили ничуть не меньше снарядов линкоров - но при этом были куда больше по размерам, и значительно чувствительнее к ударам и тряске при транспортировке. Перемещать ракеты длинной в шесть-восемь метров с корабля на корабль было тем еще акробатическим упражнением. А ведь ракеты затем требовалось еще и засунуть внутрь корабля через довольно узкие люки и переместить в магазины боекомплекта...
Крейсер "Оклахома Сити" принимает зенитную ракету "Талос" с борта корабля снабжения "Сакраменто". Подвешенную в амортизационной раме ракету осторожно перетягивают между кораблями с помощью системы талей.
Появление в 1980-ых вертикальных пусковых установок Mk-41, хотя и было значительным шагом вперед в плане огневой производительности - ракеты хранились полностью готовыми в индивидуальных ячейках и могли стартовать немедленно - но доставило немало головной боли снабжению. Если раньше длинные ракеты передавали с корабля на корабль разобранными (отдельно сама ракета, отдельно стартовый ускоритель) и перекатывали по палубе горизонтально, то с вертикальными пусковыми так не получалось.
Собранную ракету в транспортно-пусковом контейнере надо было поставить вертикально, подвести к нужной ячейке и аккуратно опустить в нее. Все это - на качающейся палубе. И если раньше пополнение боезапаса в море можно было сравнить с акробатикой, то с вертикальными пусковыми установками оно начинало смахивать на смертельный номер.
Так как вручную проделывать это было совершенно невозможно, американский флот разработал специальный складной кран (VLS Strikedown Crane). Он размещался в несколько модифицированном стандартном модуле ВПУ Mk-41, занимая место трех обычных пусковых ячеек. Когда кран был не нужен, он складывался и опускался под палубу; когда же корабль пополнял боекомплект, кран поднимался наверх, разворачивался и делал свою работу. Его гибкая стрела позволяла поднимать контейнеры с ракетами, и (с некоторой помощью экипажа) подводить их к нужным ячейкам.
Слева-направо: схема погрузочного модуля; сложенный кран на палубе; погрузочный модуль в кормовой пусковой установке ракетного крейсера (выделен красным).
В общем и целом, система перезарядки ВПУ в море при помощи крана работала. Но... сделать ее полностью надежной и безопасной упорно не удавалось. При сильном волнении, качающаяся на стреле крана ракета представляла собой недюжинную опасность для участвующих в погрузке моряков. И поэтому вскоре после окончания Холодной Войны американский флот решил от перезарядки ВПУ в море... отказаться. Крупных конфликтов в то время (конец 90-ых) еще не предвиделось, для локальных же конфликтов и миротворческих операций вполне хватало и перезарядки на базах (благо, союзников с хорошо оборудованными портами у янки было множество), и вообще в контексте торжествующей «Pax America» основными задачами флота на обозримую перспективу виделось «наведение порядка» в нестабильных регионах. Модули перезарядки с кораблей демонтировали, заменяя стандартными модулями на 8 пусковых ячеек.
Но радикальное изменение геополитической обстановки в начале 2020-ых вынудило американский флот существенно пересмотреть свои приоритеты. Нарастающая напряженность в международных отношениях, стремительное развитие флота Китая (ставшего из партнера и частично-союзника - опасным и могущественным конкурентом и потенциальным противником) привели к смене доктрины ВМФ США с «полицейской» обратно на «военную». Классические задачи господства на море, защиты коммуникаций и продолжительных операций вдали от баз вновь стали основными; и пополнение боекомплекта в море снова стало актуальной задачей.
Командующий морских операций адмирал Лиза Франчетти наблюдает за испытаниями системы TRAM на базе в Калифорнии.
Разработанная специалистами военно-морской базы Венчура Каунти система TRAM - Transferable Re-Arming Mechanism (англ. Перемещаемый Механизм Перезарядки) - представляет собой весьма радикальный отход от традиционных погрузочных кранов. По сути дела, это рельсовая тележка с грузовой стрелой, перемещающаяся поверх вертикальной пусковой установки Mk-41. Проложенные по бокам от пусковой рельсы позволяют тележке перекатываться взад и вперед, а смонтированная на ней стрела в свою очередь может перемещаться по тележке вправо и влево. Тем самым можно добраться до любой ячейки в пусковом комплексе.
Ракета в транспортно-пусковом контейнере подцепляется под грузовую стрелу горизонтально. Тележка перемещает ее к нужной ячейке, после чего стрела приподнимается и аккуратно опускает ракету в ячейку. Поскольку все крепления - жесткие, и степени свободы каждого компонента TRAM минимальны, система практически не подвержена качке. Согласно предварительным оценкам (пока что система испытывалась только на наземном полигоне), TRAM позволит перезаряжать пусковые при состоянии моря до 5 баллов по шкале Дугласа - т.е. при бурном волнении с высотой волн в 2,5-4 метра.
Испытания TRAM в море ожидаются к середине 2024 года. Командование флота проявляет к системе значительный интерес, так как идущая кампания против йеменских повстанцев в Красном Море продемонстрировала, что даже локальные конфликты в условиях применения современного оружия могут создавать серьезную нагрузку на логистику. Всего за время этого противостояния с ноября 2023 по февраль 2024 американские эсминцы выпустили более 100 ракет (точные цифры не называются, использовались преимущественно SM-2) и уничтожили ракетами и артиллерией 133 воздушные цели - дроны-камикадзе, крылатые и баллистические противокорабельные ракеты. Такая интенсивность противовоздушных операций в буквальном смысле не наблюдалась на морях с окончания Второй Мировой Войны.
Британский эсминец HMS "Diamond", возвращаясь на базу после многомесячного дежурства в Красном Море, гордо демонстрирует знаки одержанных побед - девять йеменских дронов, сбитых его ракетами.
В общем - система TRAM, это еще одна демонстрация радикальной смены доктрин американского флота, возврата его к «классической» роли инструмента господства на море. Американцы в 90-ых допустили значительный промах, позволив ослабить одну из сильнейших своих сторон: глобальную военную логистику. И надо признать, что эту свою ошибку они осознали и приняли меры, чтобы ее исправить.