Песни военных лет - "В Землянке" (авт. А.Сурков, комп. К.Листов)

Sep 05, 2011 09:14






Очень сильно меня зацепила эта песня. Простота исполнения, глубина чувств и каждое слово песни дает понимание, что как бы не было плохо - любовь может пронести через все испытания. А когда я еще почитал про историю написания этой песни... не удержался и спел под гитару :)

         Am       E7     Am   G
Бьется в тесной печурке огонь,
      C         F          C    A7
На поленьях смола, как слеза.
    Dm                    Am
И поет мне в землянке гармонь
      E7              Am
Про улыбку твою и глаза.

G7                 C
   Про тебя мне шептали кусты
           G7                   C    A7
   В белоснежных полях под Москвой.
       Dm          Dm6    Am
   Я хочу, чтобы слышала ты,
           E7               Am
   Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны - «В землянке». Ее авторы - поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору - корреспонденту фронтовой газеты - пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. В начале 1942 года в столицу проездом с Балтийского флота на Северный на несколько дней заехал К. Листов.

- Я позвонил Алексею Суркову, - рассказывал композитор, - и попросил датьчто-нибудь «певческое». В ответ Сурков, характерно окая, сказал: «Костюша, «что-нибудь» - нет. А вот я написал тут один стишок - письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится...» Листов поехал в типографию «Гудок», где в то время размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Стихи Суркова захватили его своем лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце.

Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню, - Сотрудник газеты, - продолжал он, - известный ныне писатель Евгений Воробьев, попросил ее оставить. Нотной бумаги у меня не было, и я взял обыкновенный лист бумаги, начертил на нем пять линеек, записал мелодию и ушел. Откровенно говоря, композитор не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную... Но композитор ошибался. Песня пошла. В особенности после того, как неожиданно для авторов была напечатана в «Комсомольской правде». Оказывается, Воробьев отдал в редакцию «Комсомолки», где работал до войны, стихотворение и разлинованный листок с нотными строчками. «Землянка» пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы. Надо сказать, что поначалу песня вызвала и критические замечания. Некоторым казалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, разоружающие. Высказывались даже пожелания, чтобы эти слова были заменены другими, но Сурков категорически отказался от переделок. «О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди, - писал в своих воспоминаниях поэт. - В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейскими танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».

«Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти». Так думали фронтовики. И песня исполнялась в первоначальном виде. Ведь, как известно, «из песни слова не выкинешь».

Да, «Землянка», - произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

Интересный случай приводил в своих воспоминаниях К. Листов. Композитору привелось попасть в Новороссийск сразу же после его освобождения. Здесь ему рассказали, что «Землянка» была любимой песней отряда десантников под командованием Героя Советского Союза Цезаря Куникова. В самые напряженные минуты боя куниковцы, идя на решающий штурм, кричали: «Пой, гармоника, вьюге назло!» - Я горжусь тем, - вспоминал народный артист РСФСР К. Я. Листов, - что «Землянка» была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе.

Взято отсюда

аудио, аккорды, я пою

Previous post Next post
Up