Путешествие в Крым. Дворцовые страсти

Sep 28, 2011 13:09


Как же приехать в Крым и не посетить императорские дворцы! Поэтому один день крымского путешествия был посвящен исключительно им. Для этого, скрепя сердце мы присоединились к групповой экскурсии (не люблю ждать и догонять). Организаторами было заявлено посещение трех дворцов - Воронцовского, Ливадийского и Массандровского. Если с первыми двумя я была шапочно знакома, то Массандровский был загадкой.
Начнем с Воронцовского… Итак, в активе наиболее многочисленные восторженные «охи-вздохи» от посетивших его знакомых, интерес к необычной архитектуре здания, каменным львам и главный аргумент - здесь проходили съемки «Небесных ласточек»!
Думаю, многие помнят этот милый фильм, Ию Нинидзе, а-ля Одри Хепберн, двойную жизнь героя Миронова и фразу Гурченко: «Если я вернусь и не услышу какого-нибудь решения! Ой, что будет, что будет!»











Но Воронцовский дворец это много больше.

Начнем с Михаила Семеновича Воронцова, построившего его. Детство и юность его прошли в Лондоне. Там он получил блестящее образование, вернулся в Санкт-Петербург, но столичная жизнь была для него скучна, поэтому отправился Воронцов на Кавказ. Горцы скучать не давали ни в те времена, ни нынешние…

Участвовал Воронцов в Отечественной войне.

И только в 37 лет генерал Воронцов созрел для женитьбы: получив разрешение своего отца, он женился на графине Елизавете Ксаверьевне Браницкой, польке по отцу, русской по матери, родственнице Потемкина, обладательнице огромного состояния.




В полусонный Крым Воронцов был направлен в 1823 году, наделенный безграничными полномочиями. Начал Воронцов с дорог, затем создал первое в России торговое пароходство. Взялся он и за виноделие - были привезены саженцы сортов винограда из Франции, Германии, Испании и приглашены иностранные знатоки-виноделы. Воронцовский дворец был в немалой степени построен на деньги, вырученные Воронцовым от продажи собственного вина. Воронцов развернулся широко: табачные плантации, школы, учреждение Одесского сельскохозяйственного общества по обмену опытом, опытные фермы, ботанический сад и выставки скота.

А с Пушкиным у них не заладилось… В 1823 году, когда поэт находился под началом графа в Одессе, Пушкин написал эпиграмму:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец-полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Не поделили мужчины … жену Воронцова… 24-летний Пушкин влюбился в нее и усиленно за Воронцовой ухаживал, посвятил ей стихотворение «Храни меня, мой талисман». Муж был против, что логично, но до дуэли не дошло. Пушкин строчил доносы на Воронцова императору, а Воронцов похлопотал о скорейшем переводе Пушкина с юга.

Вернемся к дворцу. Стиль его описывают как сочетание английского и неомавританского.







Строился он с 1828 г. по 1848 г. по проекту английского архитектора Эдуарда Блора, ставшего впоследствии придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Пишут, что Блор приложил руку к части фасада Букингемского дворца. Архитектор в Алупку не приезжал, но был хорошо осведомлен о рельефе местности.    Все строительные работы производились вручную, примитивными инструментами. Камень необычного оттенка, из которого построен дворец, называется «диабаз», он в два раза прочнее гранита. Для связи камней использовали куриные яйца, шерсть животных. В отличие от многих зданий Крыма, Воронцовский дворец не пострадал во время землетрясения 1926 года.




Дальнейшая судьба дворца такова:
До Октябрьской революции дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.
После прихода Советской власти он был национализирован и в 1921 г. открылся как музей. Во время Второй мировой войны эвакуировать экспонаты музея не успели. Фашисты вывезли много художественных ценностей, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. В 1945 году, во время Ялтинской конференции, здесь расположилась английская делегация во главе с Уинстоном Черчиллем. Затем дворец использовался в качестве государственной дачи. С 1956 г. во дворце вновь стал функционировать музей.     Парк у Воронцовского дворца считается одним из лучших в Европе. Трудился над ним немецкий садовник Карл Кебах, ландшафтный архитектор самого сэра Вальтера Скотта. На обустройство парка Воронцов потратил раза в два больше средств, чем на строительство дворца. Парк создавался около сорока лет: место необходимо было расчистить от каменного хаоса - нагромождения громадных глыб после древнего землетрясения. Часть этих камней использовалась на строительство дворца, а оставшиеся садовник и архитекторы очень гармонично вписали в парк.




Далее Ливадийский дворец.

Познания мои о Ливадийском дворце были минимальны. Здесь прошла Ялтинская конференция и снимался фильм «Собака на сене».

О кино. Лопе де Вега написал комедию "Собака на сене" в 1618 году, фильм снят 1978 году, история эта интересна до сих пор. Ливадийский дворец стал очень удачной декорацией для съемок фильма. Терехова (она же Диана) пела «Любовь, чего ты хочешь от меня?» в Итальянском дворике, на фоне видов дворца Боярский (Теодоро) поет незабываемую песню «Настанет день и час, любовь к тебе придет, зови иль не зови…»  Здесь же, под балконом, Караченцов (Риккардо) исполняет серенаду «Венец творенья, дивная Диана». Как говорит Татьяна Тарасова, «шедеврально» исполняет …




Ну, это такое лирическое отступление, для романтичных барышень (а мы барышни все такие, даже если тщательно это скрываем). О фильме много интересного можно прочитать тут: http://www.liveinternet.ru/users/natasha_leonova/post147662610/

От аспекта кинематографического перейдем к архитектурно-историческому.

"Мы не находим слов, чтобы выразить Нашу радость и удовольствие иметь дом, выстроенный именно так, как хотели" - так сообщал своей матери Марии Федоровне впечатления о дворце последний российский император Николай II.

В далёком прошлом на месте нынешней Ливадии среди густых лесов были большие поляны. Отсюда многие считают, и произошло название Ливадия, так как в переводе с греческого "ливадион" - "луг, лужайка". В древности здешние места населяли тавры, приглянулось место и грекам-переселенцам с Эгейских островов. В конце Х века здесь располагался византийский монастырь св. Иоанна.

В 1860 г. Ливадию приобрело удельное ведомство для царской семьи. Здесь по проекту придворного архитектора И.А. Манигетти были построены Большой императорский дворец и Малый дворец для наследника.

6 октября 1909 года Николай II направился из Ливадии в двухнедельную поездку в Италию, чтобы нанести давно запланированный визит королю Виктору-Эммануилу III, имевший важное политическое значение для двух государств. Королевская семья, находившаяся в это время в своей загородной резиденции Ракониджи, близ Турина, радушно встретила российского императора и постаралась показать ему все достопримечательности старинного пьемонтского владения Савойского королевского дома. Более всего Николаю понравился дворец в стиле Итальянского Ренессанса (в дореволюционных искусствоведческих статьях этот прекрасный стиль часто именовали "нежным"). Выбор же архитектора для столь престижного заказа уже был определен мнением о нем самого царя. По возвращении в Ливадию император высказал Н.П. Краснову пожелание иметь в своем южнобережном имении дворец, выстроенный именно в таком стиле.

В 1911 году архитектором Н.П.Красновым на месте старого дворца был возведен новый - Большой Белый дворец - летняя резиденция Императора Николая II из гладко обработанного, штучного инкерманского камня. Первый камень был заложен 23 апреля 1910 года в день именин Императрицы Александры Федоровны, а завершено строительство было через 17 месяцев 11 сентября 1911 года. Краснову удалось так удачно вписать здание в окружающий ландшафт, что все его стороны были освещены солнцем. Основными мотивами композиции служили памятники Флоренции. Чтобы защитить пористый инкерманский камень от разрушительного воздействия ветра, атмосферных осадков и южного яркого солнца, сохранив тем самым надолго белизну стен дворца, Краснов распорядился обработать их внешнюю поверхность специальным раствором.




Начавшаяся мировая война помешала осуществлению многих замыслов Н. П. Краснова, в т. ч. по дальнейшему преобразованию Ливадийского парка. Сохранились эскизы и чертежи архитектора, показывающие поиск им наиболее выразительных малых форм украшения различных уголков парка - беседок, лестниц, мостиков, скульптур.




Ренессансный стиль дворца подчеркивается также одним из его важнейших структурных элементов - большим внутренним двориком, называемым "Итальянским" (тот самый, где пела Терехова). Именно такие дворики - патио были характерны для палаццо Флоренции и Венеции XV-XVI столетий.

В 1925 г. над въездом, где красовалась надпись: «Ливадия - имение его императорского величества», появилась другая: «Крестьянский Курорт - Ливадия». Санаторий разместился в Белом Ливадийском Дворце и двух зданиях, предназначавшихся для свиты царя. Нетрудно представить, как поразило все это великолепие крестьян, приехавших в Ливадию поправлять здоровье, - после революции Ливадия стала санаторием. В мае 1925 сюда прибыли 220 тружеников из деревень. Прежде чем поехать в санаторий, все они попрощались с родными - что такое санаторий, никто не знал. Пришла в деревню разнарядка, и думали они, что едут то ли на войну, то ли работать. Понятно, что, вкусив курортной жизни, возвращаться, домой уже никто не спешил. Ливадия - первый в советской стране и в мире крестьянский санаторий.

А в самом конце Второй мировой войны Ливадия приковала к себе внимание всего мира. В феврале 1945 г. здесь состоялась Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании. Злые языки утверждают, что гениальный тиран Сталин выбрал для конференции самое красивое место страны, чтобы отвлечь Черчилля и Рузвельта от скучной работы по переделу мира. Ливадийский дворцовый комплекс, серьезно пострадавший во время войны, стали спешно восстанавливать. В Крым было доставлено свыше 1500 вагонов оборудования, строительных материалов, мебели и т. д. Все эти усилия увенчались несомненным успехом, и участникам конференции был обеспечен максимум возможного в тот момент комфорта.




3 февраля 1945 года обе делегации прибыли на Южный берег Крыма и остановились в отведенных для них резиденциях: Рузвельт - в Белом Ливадийском дворце, Черчилль - в Воронцовском. Советская делегация разместилась в Юсуповском дворце в Кореизе. Всего в Крым прибыло около двух с половиной тысяч иностранцев. Сталин, Рузвельт и Черчилль согласовали на этой конференции военные планы окончательного разгрома фашистской Германии, определили отношение к Германии после её безоговорочной капитуляции и наметили основные принципы общей политики, касающейся послевоенного устройства мира. На конференции была достигнута договорённость о том, что Советский Союз через два-три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против милитаристской Японии.

Массандровский дворец.

Полная загадка и главный сюрприз. Накануне экскурсии мне позвонил ее организатор и предложил заменить посещение Массандровского дворца Никитским ботаническим садом. Я согласилась, не имея представления, что есть Массандровский дворец. Уже в пути, от Никитского сада отказалась, вновь заменив его на Массандру. В итоге, из всех дворцов именно этот мне понравился больше всего. Вернее, сказать понравился - ничего не сказать. Привел в восторг! Небольшой, как бы игрушечный, каждая деталь, элемент на своем месте. И ощущение, что ты не в Крыму находишься, а где-нибудь во Франции. А ведь могла его не увидеть…




Необыкновенна его история: два владельца желали построить здесь уютный загородный дом для семейного отдыха, но их мечтам не дано было осуществиться.

Первым был граф С. М. Воронцов, сын того самого благодетеля Крыма М.С. Воронцова, создавшего Воронцовский дворец, решил построить небольшой дворец посреди парка, созданного известным садоводом Кебахом. По замыслу архитектора Бушара на фоне серых скал и зелёного леса возник замок эпохи французского Возрождения. Но из-за неожиданной смерти Бушара, а затем и графа С. М. Воронцова строительство остановилось на десять лет.







Второй владелец - император Александр III. Для него 1889 году имение и недостроенный дворец приобрело Удельное ведомство. Новый архитектор М.Е. Месмахер придал зданию ещё большую выразительность, дополнив его террасами, открытыми галереями, балкончиками. Изменился и цвет дворца: серые стены покрыли жёлтой метлахской плиткой. Плитка действительно очень украшает. Месмахер создал единый дворцово-парковый ансамбль.







На балконах и террасах дворца и в парке он установил декоративные вазы и скульптуры, изображавшие греческих богов, сфинксов, химер, сатиров. А с восточной стороны построили подпорную стену с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но стена эта, украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, выглядит как часть дворцового комплекса. После смерти Александра III его сын император Николай II повелел достроить дворец в память об отце, но жить в нём царская семья не стала.




С 1929 по 1941 год дворец использовался в качестве санатория «Пролетарское здоровье» для тяжелобольных туберкулезом. В послевоенные годы дворец заселил институт виноградарства и виноделия «Магарач», но ненадолго. С 1948 года здесь размещалась государственная дача. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев. В 1992 году во дворце был открыт музей.

Пара слов о вещах не связанных с дворцом. Уже по возвращении домой, пересматривала цикл передач Познера о путешествии по Франции «Тур де Франс». В фильме, во время пребывания Владимира Владимировича и Вани, главных русских путешественников, в доме Алана Доминика Перрена, вице-президента компании Cartier, мелькнула бутылка вина с надписью «МАССАНДРА». Оказалось, что на одном из аукционов Sotheby’s, состоявшемся в начале 90-х, Перрен, который является ценителем кагора, приобрёл около 700 бутылок крымского коллекционного вина «Кагор Массандра». Когда Перрен был на «Массандре» (имеется ввиду завод по производству вина) с частным визитом, он признался, что больше половины уже выпил с друзьями. Но в фильме Познера, Перрен все же признается, что крымское вино не лучшее. Как бы то ни было, но королева Великобритании ежегодно закупает партию крымского вина.

При написании  использованы материалы сайтов:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Dawe,_Mikhail_Vorontsov.jpg
http://crimea-tour.ru/dvorets_livadija.html

Воронцовский дворец, Крым, Путешествия, Массандровский дворец, Ливадийский дворец

Previous post Next post
Up