Про храм, который не храм, хитрость Ивана Грозного, остров-град Свияжск и неопробованные гольф-поля

Jun 22, 2016 02:33

У меня был выбор. Познакомиться с Татарстаном историческим, промышленным или инновационным.
Организаторы Нефорума в Казани постарались учесть интересы участников по максимуму, предложив экскурсии на любой вкус.
С другой стороны, выбора у меня не было. Исторический, конечно. В Казань я приехала впервые, поэтому начинать с промышленности или инноваций, не узнав хотя бы немного об истории региона, отказавшись от предложения отправиться в Свияжск - нет, это не мой вариант.
В автобус и в путь.
Первая остановка - у Храма всех религий.

Храм всех религий или Вселенский храм - совсем не храм в привычном понимании.
Его создатель, скульптор, поэт и художник Ильдар Ханов, начал строительство в 1994 году на принадлежавшем ему земельном участке в селе Старое Аракчино. Строили (и продолжают строить) Храм на благотворительные взносы. В 2013 году Ильдар Ханов умер, но дело продолжают его потомки и ученики.

Говорят, что Ильдар Ханов не хотел объединять вероисповедания под одной крышей. Его целью было создание архитектурного символа единения душ "в священном стремлении приблизиться к Создателю": "Вселенский храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию".

Вселенский Храм представляет собой культурный центр.
Внутрь Храма попасть можно на проводимые в нем мероприятия.

Казани более тысячи лет.
Два исторических объекта в Татарстане включены список Всемирного наследия ЮНЕСКО - Казанский Кремль и Великий Болгар. До Болгара от Казани добираться далековато, а вот Свияжск неподалеку. И пусть он в список ЮНЕСКО не внесен (пока), но посмотреть там есть что, и в истории России остров-град сыграл свою роль.

Все же помнят, кто в свое время "брал" Казань?
Гайдай своим "Иваном Васильевичем" это "брал" вбил во все наши головы.

А в XVI веке было так.
Дважды пытался Иван Грозный одолеть Казань. Неудачно. Во втором походе, во время отступления, царь задумал построить неподалеку от Казани крепость-базу, прямо на вражеских землях Крымского ханства, в устье реки Свияги. Без поддержки местных не обошлось - жители горной Черемисы не жаловали крымского хана и встали на сторону московского царя. За поддержку, после победы, Иван Грозный освободил "черемисцев" от платы налогов на три года.

Свияжск задумывался царем как крепость для взятия Казани. В угличских лесах заготовили материалы для строительства - помеченные бревна, элементы зданий и вооружение караваны судов доставили по рекам к месту основания Свияжска, и за четыре недели в 1551 году семьдесят пять тысяч человек построили новую крепость. Через год, в 1552 году, из Москвы в Казань отправилось войско численностью 150 тысяч воинов. В июне вышли, в августе дошли до места, несколько дней набирались сил в Свияжске, а потом, с новыми силами взялись за Казань. Вскоре вопрос с Крымским ханством был закрыт.

Получается, использовали Свияжск. Но не бросили. Жизнь в нем продолжалась.
Псковские мастера строили каменные церкви, как символ православия, пришедшего навечно.
В посадской части возводили гражданские здания.

Трудным для Свияжска оказался XX век.
Сначала город стал военной базой. Потом пришел черед гонений на церковь. Священнослужителей расстреливали, ценности из церквей изымали, храмы уничтожали - из семи церквей взорвали четыре.
Монастырские здания превратили в тюрьмы. Сюда отправляли оппозиционных к власти интеллигентов.
В пятидесятые годы тюрьму сменила психиатрическая больница.
Печать на монастырской стене осталась с тех времен.

Строительство водохранилища в 1957 году превратило полуостров Свияжск в остров. Доступ к городу оставался только по воде. И только в 2007-2008 годах Свияжск с большой землей соединила насыпная дорога.

Восстановление Свияжска началось в 1995-1996 годах. В 1997 году вновь начинает действовать Свято-Успенский мужской монастырь. В апреле 2010 г. был создан фонд «Возрождение», целями которого заявлено восстановление двух культурных комплексов - Булгара и Свияжска.

Работы в Свияжске ведутся двух направлениях - улучшается городская инфраструктура для удобства современной жизни, а также восстанавливаются, воссоздаются, сохраняются здания и памятники прошлого. Люди в Свияжске живут. Около двухсот пятидесяти человек постоянно. Примерно столько же приезжают в Свияжск на лето, на дачи. Крошечный городок на острове. Его и городком назвать нельзя. Есть еще один вариант названия - остров Буян, как у Пушкина. Говорят, что поэт представлял свой остров Буян похожим на Свияжск.

Троицкая церковь - один из немногих памятников деревянного зодчества в Поволжье.
Рассказывают, что эта церковь была частью Троице-Сергиевского монастыря, основанного в Свияжске в 1551 году, и в ее стенах молился царь Иван Грозный. На протяжении столетий церковь перестраивалась несколько раз, и существенно отличается от первоначального варианта.

В Свияжске есть три гостиницы, в 2015 году город-остров посетила 261 тысяча туристов.

Вид на "посадскую часть". Справа - речной вокзал, откуда катера следуют в Казань.

А это нас в Свияжске угощали - оладьями с вареньем и травяным чаем.

Есть в Свияжске комплекс исторической реконструкции "Ленивый Торжок". Создали его для туристов. Для атмосферы.
Здесь можно понаблюдать за работой кузнеца и гончара, купить сувениры, принять участие в интерактивной программе "Стрелецкие забавы" и понаблюдать за инсценировкой боев между московским воином (слева) и воином крымского хана (справа). Московский победил. Сражаются по-настоящему, поэтому даже не знаю - всегда ли побеждает москвич, как случилось при нас.

И наша блогерская компания стреляла из арбалетов и луков.
Вот, например, Святослав из Благовещенска прицеливается.

Гончар Георгий Васильевич. Рассказывал, что глину привозит из Дивеево (Нижегородская область).

Козел Прохор в гончарной мастерской. Или ласково - Проша.

Зачем блоги вести?, - спрашивает Георгий Васильевич.
А у каждого есть свои "зачем", заставляющие тратить на это дело время и силы.
Пишу и думаю, зачем это делаю я. В два-то часа ночи.

На этом я закончу рассказ о Свияжске.
Но удалимся мы от острова-града лишь слегка.
Приехали на обед в город-курорт "Свияжские холмы".

"Свияжские холмы" - это современный город-курорт с тремя гостиницами разного уровня комфорта, двумя ресторанами и одним кафе, детским творческим центром, пляжем и бассейнами, СПА, прокатом водных велосипедов и лодок, волейбольной площадкой, прокатом велосипедов, роликов, с возможностью поиграть в бильярд или настольный теннис, показать себя в боулинге или в караоке.

Есть в Свияжских холмах" чемпионское поле гольф-клуба мирового уровня.
Никогда я не играла в гольф. Кто играл? Мне кажется, что это скучно. Ошибаюсь?
В "Свияжских холмах" тоже не играли.
Посмотрели на гольф-поля и отправились в Казань.
Осталась эта идеальная трава неистоптанной блогерскими пятками.

В Казани по плану у нас еще была пара мест.
Одно из них - магазин татарской водки "Арыш мае".
Я к водке равнодушна. Только если сфотографировать что-то подобное с надписью "огурцы".
Тоже водка. Такой у нас в Краснодаре не видела.

А вот о водке "Ханской" говорят как о поводе для гордости. Не могу оценить, не водкоманка я совсем.
Но оформлена красиво. Будете в Казани - попробуйте "Ханскую", и потом расскажите обязательно!

Вот такой получилась экскурсия "Татарстан исторический".
Продолжение о Казани и Нефоруме следует...

Начало было здесь:
Восемь "нефорумных" тезисов
Как взрослые тети в Казани в детство впали
Самый настоящий Сабантуй

И еще важное:
Генеральные спонсоры НеФорума 2016: Альфа-Банк и Tele2.