Оазис сытого довольства ... или просто Сарепта

May 14, 2015 22:45

Горчицу уважаете?
А масло горчичное?
Тогда о Сарепте знаете, конечно. Это ведь одна из "горчичных столиц" мира.
Дижон считают родиной семян черной горчицы, Девоншир - белой, а Сарепту - сарептской или русской.
Я люблю овощные салаты с горчичным маслом. История легендарного немецкого поселения на Волге мне тоже интересна. Поэтому, я поставила себе цель - в Волгограде обязательно найду время съездить в Сарепту.
На месте обстоятельства сложились просто идеальным образом - "Билайн" поспособствовал транспортом, и поехала я не одна, а в прекрасной компании блогеров и журналистов.
Музеи посмотрела, масло купила (не надо мне расказывать, что такое же есть в "Ашане", гораздо интереснее тащить издалека), арбузный кофе попробовала, пряники местные тоже, сарептинскими газетами разжилась - теперь могу рассказать обо всем по порядку.




А с историей Сарепты в общих чертах дело обстояло так.

XVIII век. Огромные пустующие территории Поволжья не просто не приносили пользу государству, а были поводом для беспокойства. Осваивать их было некому. Не будут же этим ответственным делом заниматься кочующие племена калмыков или шайки волжских разбойников. Попытки заселить земли русскими и украинцами провалились. Тогда решили прибегнуть к зарубежному опыту - пригласить иностранцев. 22 июля 1766 года Екатерина II приняла Манифет, в котором приглашала иностранцев заселять малолюдные, приграничные, окраинные территории России и предоставляла им большие льготы - освобождение от налогов на 30 лет и крупные ссуды. Новым жителям страны государство обещало свободу вероисповедания и самоуправление. Приглашение Екатерины европейцы приняли, приехали в Россию и организовали поселения.

В 1765 году на необжитую Ергенинскую возвышенность у реки Сарпы прибыли представители религиозного братства гернгутеров из Саксонии. Колонистам поначалу пришлось туго - целина, эпидемии, неурожаи, да еще и нападения кочевников и степных разбойников. Но со временем жизнь наладилась. Поселенцы обустроились, научились выращивать хлеб, освоили ремесла и начали торговлю с русскими селениями.

Фотовставка - блогеры и журналисты в Сарепте.




Продолжаем разговор о Сарепте...

Что это я все о мирском и о мирском, о более высоких материях тоже надо рассказать.
Прибывшие на русскую землю немцы были посланниками Братского союза из города Гернгута.
Сарепта - единственная в России колония религиозного братства гернгутеров (течение лютеранского толка).
Название Сарепта взято из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие.
Главной целью гернгутеров, как и апостолов, было нести истинное слово Господне представителям других конфессий.
В России объектом миссионерской деятельности были избраны калмыки.




В одном из номеров газеты "Новости Сарепты" я обнаружила заметку как раз по этой теме: "Община избрала трех миссионеров - Нейтца, Гамеля и Мальтша, которым поручила изучить калмыцкий язык и отправитья в орду для обращения калмыков в христианство. Однако миссионеры вскоре убедились, что их проповеди не производят впечатления, так как среди калмыков исповедуется в основном буддизм, религия с осмысленной философией и моралью, без языческого фетишизма, в церемониях которой были полный порядок и гармония. Поэтому проповедь братьев мало влияла на калмыков, которые, не отрицая заслуг Христа, сравнивали его со своими бурханами и старались использовать миссионеров в целях лечебных; больные стекались к ним из разных мест орды и пользовались их врачебной помощью или покупали у них привезенные товары, но в христианство не переходили".

Говорят, в общей сложности миссионерам удалось привлечь к христианству около трех десятков человек. Так провалился миссионерский проект в отношении калмыков. Зато немецкие переселенцы преуспели в развитии многих  направлений промышленности, сельского хозяйства, ремесел. Они даже изготавливали статуэтки Будды по заказам калмыков.

Фотовставка - Сергей sergio_zevs, (впрочем, как и вся компания прибывших в Сарепту), заинтересовался названием "Дом незамужних женщин".




А ничего удивительного в этом названии - по правилам поселения незамужние женщины и холостые мужчины жили раздельно, хорами, в отдельных домах-общежитиях. Отдельное «общежитие» имелось для хора вдовцов, отдельное для хора холостых, отдельное «общежитие» для хора вдов, отдельное для хора девушек. Семейные члены общины жили в отдельных домах.

Даже во время праздников общение между одинокими мужчинами и женщинами запрещалось. Площадь делилась на две части: на одной танцевали мужчины, а на другой - женщины. Специальные надсмотрщики пресекали любые попытки общения между ними.

Все обязаны были жить аскетично, трудиться и приносить пользу колонии. На многие решения гернгутеров влиял жребий. Даже на выбор супругов. Бракосочетания производилась один раз в год, оптом. Листочки с именами одобренных претендентов-мужчин помещали в одну чашу, записки с именами одобренных претенденток-женщин складывали в другую чашу. Специально отобранные мальчик и девочка, с закрытыми глазами, вытаскивали из чаш по записочке. Готово, брак заключен. Претенденты могли даже не являться на церемонию выбора. Можно просто воссоединяться и жить.

Дети до 7 лет росли в семье, а позже передавались в дом для подростков. Там они получали образование очень высокого уровня. Выпускников из колонии принимали без экзаменов в лучшие российские университеты.

К окончанию учебы колонисту необходимо было определиться со своими дальнейшим занятием. Выбрав для себя занятие брат подавал соответствующее прошение руководству колонии. Его заявление рассматривалось и оказывалось содействие на начальном этапе деятельности - выделялись помещения, оборудование. Большинство заработанных денег передавалось в общую казну колонии, но некоторая доля оставалась на личные нужды.

Правда, каким-то образом в среде сарептян появлялись не просто зажиточные жители, но и миллионеры.
Как - этот момент я не изучила.




Так и жила на российской земле горстка немцев - обособленно, не вступая долгое время в тесную связь со страной.

"Они пришли к нам в дом, никого из него не вытесняя; они заняли пустынный угол, который по всей вероятности, остался бы пустынным до сей поры. Если они поэтому основали у нас в пустыне цветущее поселение и сохраняют его до сих пор в цветущем состоянии, то мы должны этому только радоваться".
                                                                                                                                     Бабст, 1864 год.

Как гости.
Но очень полезные гости.
Чего только они не организовали.
Животноводство - пожалуйста. Пиваварни - да. Виноделие - обязательно. Мыло варили. Горчицу и масло делали - само собой. В XIX веке сарептяне торговали сукном, бальзамами, вином, сигарами, горчицей и маслом, шоколадом, овощами и фруктами, породистыми лошадьми, пуховыми платками, сеном, лесоматериалами, черепицей, кирпичом, мукой, инструментами, ножами, сундуками... устала перечислять!




"Склоны холмов  и прилегающие к колонии земли занимали яблочные, персиковые, сливовые, вишневые сады и обширные виноградники. В 1901 году только один куст "белого венгерского" винограда в саду В.Кретера дал 6 пудов ягод. В урожайные годы на станции Сарепта отгружалось до 5 тысяч вагонов селькохозяйственной продукции, в основном арбузов, которые здесь были "почти в обхват руками и около пуда весом", - читаю я еще в одном из номеров "Новостей Сарепты".

Водопровод, лифт, музей, общественная библиотека, детский сад - все это было в Сарепте. Жители колонии изучали лингвистику, историю, естественные науки. Местная медицина славилась далеко за пределами города. В окрестностях Сарепты обнаружили источники минеральных вод и открыли один из первых курортов в России.




Шумное веселье в Сарепте не приветствовалось.
Колонисты жили тихой, размеренной жизнью, в труде и созерцании его результатов, в музыке, книгах и молитве.

А это местная кирха, построенная в конце XVIII века.




Теперь про горчицу.
Ее производство организовал в Сарепте Конрад Нейц. В калмыцких степях и Заволжье обнаружили благоприятные условия для выращивания горчицы. В 1801 году Нейц открыл ручной горчично-маслобойный завод, в 1810 году - завод на конной тяге.




С 1815 года завод Нейца перешел по наследству его зятю Ивану Гличу, который довел производство горчицы в 1840 году - до 6 тысяч пудов, в 1850 году - 15 тысяч пудов, потом - до 30 тысяч пудов. Торговый дом "Наследники И.К.Глича" вместе с "Наследниками Кноблоха" в 1884 году продали горчицы и горчичного порошка на 2 миллиона рублей. Товары торгового дома "Наследники И.К.Глича" продавались в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Саратове. Товар отправлялся на экспорт  в Германию, Китай, Данию, во Францию, Англию, Сербию, Болгарию, Турцию, Персию.




Горчичное масло не только вкусное, но и полезное. В нем много витаминов А, К и Р. Оно нормализует уровень холестерина. Масло содержит каротин, обладающий общеукрепляющим действием. В масле имеется линоленовая кислота, которая помогает снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, полезна при нарушениях жирового обмена и атеросклерозе.

И его не только едят.
Масло используют для массажа. Эффективно оно в компресах для прогревания легких. Масло снимает мышечное напряжение. Уничтожает грибковые заболевания. Помогает при заживлении ран. Применяется при артрите, ревматизме.
Какое-то чудесное масло.




А это фрагменты экспозиции музея.




И в подвал надо заглянуть.
В нем рассказывают о виноделии и призраках Сарепты.




Отдельная экспозиция - дом аптекаря.




Это несколько небольших комнат.
Говорят, дом аптекаря использовался по назначению до самого момента передачи здания музею.







Фотовставка - Стас ожидает, а вдруг из-за ширмы неожиданно выйдет какая-нибудь молодая и симпатичная)




Во второй половине XIX века дела в колонии пошли хуже. При Александре II были приняты законы, ограничивающие права немцев. В 1892 году в немецком Гегрнгуте приняли решение о закрытии колонии в России в связи с провалом миссионерской деятельности. Многие братья вернулись в Германию. Но не все. Лютеране остались. Первая мировая война принесла новые ограничения. В 1941 году немцев Поволжья обвинили в пособничестве агрессору и депортировали в Сибирь и Казахстан. В 1964 году поволжских немцев реабилитировали.

В 1989 году в Сарепте создали Историко-этнографический и архитектурный музей заповедник "Старая Сарепта".
Некоторые здания на главной площади выглядят прилично.
Но далеко не все.
















В Сарепте нужно обязательно найти "Клуб Гличъ".




Покупать сувениры нужно там - они и интереснее, и дешевле.




В Клубе можно попробовать арбузный кофе и местные пряники.
Для приготовления пряников используют арбузный мед - мякоть варят до состояния дегтя.
Говорят, именно благодаря ему пряники могут храниться очень долго.




Сытые, довольные, с маслом, готовы возвращаться.




Неподалеку от музея "Старая Сарепта" расположен первый шлюз Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина.




И статуя Ленина - самый большой памятник реально жившему человеку.




Музей "Старая Сарепта" расположен по адресу - г. Волгоград, Красноармейский р-он, ул. Изобильная, 10.
Сайт - http://altsarepta.ru/ru/

Начало было здесь:
Волгоградские флешбэки
День Победы в Волгограде

И опять благодарность за поездку компании "Билайн"!



Волгоград, В путь-дорогу, Билайн, Россия

Previous post Next post
Up