В горах Адыгеи. Михайло-Афонская пустынь

Jan 07, 2012 02:26


Примерно в часе езды от Майкопа, в поселке Победа, располагается Михайло-Афонская пустынь.
В конце XIX века это был крупнейший монастырь на Северном Кавказе. Сейчас он возрождается.
Всякий раз, приезжая в горы на плато Лаго-Наки, мы в обитель заезжаем. Побывали здесь и 3 января 2012 года.
Но сейчас исключительно об истории монастыря.



Об истории монастыря я прочла на официальном его сайте (!) http://mihailov-monastir.narod.ru/index.html.
РПЦ идет в ногу со временем…

Первые попытки к учреждению монастыря относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц. Было определено и место под монастырь - на горном плато у горы Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.

Спустя два года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил  Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 г. Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители,  Мартирий получил разрешение на устроение обители.  28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение. Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи.

Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более тысячи молящихся. Преображенский храм на горе Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.

В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно - приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.

На сайте монастыря я обнаружила схему времен его расцвета.




К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба.

Строительство Михайло-Афонской пустыни стало главным делом жизни архимандрита Мартирия.  В 1909 г. его не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.

После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. у него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.

С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов - был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».

С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято - Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.







В числе достопримечательностей обители - Святой источник, освященный в честь  Святого Великомученика Пантелеймона, жившего в Никомедии (Малая Азия), при императоре Максимиане (285-305).




С детства Пантелеймон обучался врачеванию. Император приблизил  его к себе. В то время в Никомедии скрывались тайные приверженцы христианства. Однажды, увидев на улице ребенка, умершего от укуса змеи, Пантелеймон дал обет креститься, если ему удастся оживить младенца. Он горячо молился Богу, и свершилось чудо: ребенок ожил, а змея разлетелась на куски. После этого, исполняя обет, Пантелеймон принял крещение. По доносу придворных врачей Пантелеймона схватили и за исповедание христианской веры подвергли жестоким пыткам: жгли свечами, рвали железными крючьями, погружали в кипящее олово, колесовали, топили в море, бросали на растерзание хищникам, но огонь и вода отступали, а лютые звери лизали мученику ноги. Тогда палачи отрубили Пантелеймону голову.




От дороги на Святой источник можно спуститься к пещерным кельям монастыря с часовней преподобного Симеона Нового Богослова. Пещера пробита в плотных песчаниках первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря. Длинный узкий коридор приводит в куполообразный зал, из которого в разные стороны расходятся несколько ходов. Народная молва донесла до наших дней фантастические рассказы об их протяженности. О том, что они раньше прорезали хребет и гору Физиабго, имели целую систему подземных переходов и соединяли между собой все храмы, стоящие на поверхности.

Монахи тщательно оберегали свои святыни. У них под землей находились большая библиотека, иконописная мастерская, хранилище святых мощей.

Лаго-Наки, Михайло-Афонская пустынь, Путешествия

Previous post Next post
Up