Следуй за Гауди

Feb 16, 2014 21:01

Рим - Колизей. Париж - Эйфелева башня. Москва - Красная площадь.
Можно продолжать перечисление.
Когда доберемся до Барселоны, в большинстве случаев сознание выдаст неизбежной ассоциацией храм Саграда Фамилия - одну из драгоценностей города, которыми украсил столицу Каталонии великий Гауди.





Не претендуя на исчерпывающие знания об архитектурных достижениях Гауди в Барселоне, охвачу вниманием несколько объектов. Познакомиться с ними можно в течение одного дня.

Саграда Фамилия - Искупительный храм Святого Семейства

Первый камень в основание величественного, но "не слишком большого" по первоначальному замыслу храма заложили в 1882 году. Вскоре начались разногласия между церковным советом и руководителем строительства. Спустя полтора года после начала строительства в истории Саграда Фамилия появляется архитектор Антонио Гауди. На тот момент ему исполнился тридцать один год. Гауди отдаст строительству храма более сорока лет жизни.



Важность семьи и почитание честного труда - основные идеи, которые планировал отразить Антонио Гауди во внешнем убранстве храма. Он должен был стать полем боя для чувств.

В модели Саграда Фамилия к небу устремлены двенадцать башен, окружающие главную башню в центре. Главная башня, символизирующая Христа, еще не построена, запланированная ее высота 170 метров, лишь одного метра не хватает до высоты горы Монтжуик, чтобы не превзойти Божье творение. Двенадцать башен вокруг вокруг главной башни символизируют двенадцать апостолов. Завершенное здание должно функционировать как грандиозный орган - ветер, проходящий сквозь отверстия башен будет создавать звук, похожий на пение хора.



В начале ХХ века происходящее на строительной площадке храма походило на модель общины, в которой труд и поседневность гармонично сочетались.

За пожилыми рабочими места сохранялись с предоставлением им дополнительного отдыха или переводом на более простую деятельность. Вокруг площадки строители разбили огороды, на которых выращивали овощи для своих семей. Строительная площадка была местом встречи и забав для мальчишек. Пастухи присматривали за стадами коз из тени, создаваемой стенами храма. Вечерами семьи собирались, чтобы пропустить стаканчик. Студенты-архитекторы приходили на стройку послушать дона Антонио Гауди.

Слава о необычном замысле Гауди разнеслась по всему миру. Еще при жизни Гауди, Саграда Фамилия стала местом паломничества. Посмотреть на работу мастера приезжали люди из разных стран. На строительную площадку, например, заглянул король Альфонсо. Но пообщаться с Гауди монарху не удалось - архитектор отказался разговаривать на любом другом языке, кроме каталонского.



Храм Саграда Фамилия задумывался с тремя фасадами - Рождества, Страстей и Славы Христовых.
Принимаясь за работу, Гауди понимал, что воплотить грандиозный замысел полностью ему не удастся, поэтому выбрал для строительства в первую очередь фасад Рождества. При выборе мастер учел тот факт что жестокие сцены Страстей могли отпугнуть жителей, что прекратило бы поступление пожертвований, ведь строительство велось исключительно на эти деньги.

Создавая фасад, Антонио Гауди стремился как можно точнее копировать реальность.
«Это безумие - пытаться изобразить несуществующий объект», - писал он в своём юношеском дневнике.

Гауди искал людей, животных, предметы, которые становились моделями для каменных сюжетов, которыми мы теперь восхищаемся. Сторож храма "стал" Иудой. Козопас служил моделью для Понтия Пилата. Осла Гауди одолжили, найденная мертвая сова стала прообразом "символа ночи", с усыпленных цыплят и индеек делались гипсовые отливки, прежде чем птицы просыпались. Многие современники не могли понять, зачем архитектор столь скурпулезно прорабатывает детали - ведь многое находится так высоко, что человеческому взору не слишком доступно. «Не увидят люди, так увидят ангелы», - отвечал Антонио Гауди.

30 ноября 1925 года был полностью закончен фасад Рождества, в 1926 году Антонио Гауди умер.

Более ста тридцати лет строится храм, то активно, то закрываясь на неопределенное время. По современным расчетам завершить строительство планируют к 2026 году. По некоторым данным, в поступлении пожертвований сейчас проблем нет, при этом отмечают прирост денег из Японии.

Парк Гуэля

У Эусебио Гуэля, сына разбогатевшего на Кубе текстильного магната, на рубеже XIX и XX столетий появилась идея создать в Барселоне столь понравившийся ему английский «город-сад» - удаленный от центра район, состоящий из созданных в максимальной гармонии с природой, изолированных друг от друга обширных садовых территорий с коттеджами. Оттуда должен был открываться шикарный вид на Барселону, а непривлекательный участок по плану Гуэля становился желанным для состоятельных жителей. Соответственно, новая недвижимость предполагалась дорогой, престижной и приносящей доход Гуэлю.

Для реализации идеи он привлек Антонио Гауди - к тому времени архитектор уже успел создать для семьи Гуэль Дворец на Рамбле, Колонию Гуэль - загородный рабочий поселок для текстильщиков и другие объекты.



Местом для нового района стал холм "Лысая гора", в "верхней" части Барселоны, ближе к горам.
Растительность Гауди решил не вырубать, а потенциальных покупателей приобщать к каталонскому духу и добродетелям.

Решившие построить дома в этом районе должны были учесть целый список ограничений:
- расположить дом в глубине участка, не заслоняя вид на Средиземное море;
- огораживающая участок стена не должна превышать восьмидесяти сантиметров;
- покупатели, как и их наследники также не имели права: "выделять участки под фабрики, мастерские, печи для об­жига кирпича или пекарни, кузницы, больницы, лечебницы, санатории, гостиницы, постоялые дворы, рестораны, общежития, кафе, кондитер­ские, закусочные, магазины, склады для алкого­ля и взрывчатых веществ, амбары, а также зани­маться любого рода производством, торговлей или ремеслом».



Перед посетителем у входа в парк открывается вид на парадную лестницу, ведущую к крытому рынку.
Дальше пришедший в парк попадает в зал, который Гауди определял как свой греческий театр.
Колонны поддерживают обширную пло­щадь. Пространство между колоннами представлялось как рынок и форум.
Поднявшиеся на следующий уровень заглянувшие в парк попадают на площадь, с которой открывается великолепная панорама Барселоны.



Взгляд переполненного впечатлениями путника обязательно заметить змеевидную скамью, ограничивающую открытую песчаную площадку приличных размеров. Предназначено это пространство для собраний и фильтрования дождевой воды. Форма скамьи была выбрана с тем расчетом, чтобы обеспечить сток воды и места для сидения. Рассказывают, что для получения совершенной формы сиденья Гауди приказывал рабочим снимать с себя одежду и садиться на нанесенный слой раствора как можно удобнее. В буквальном смысле, своими телами рабочие "нагрели" места для нас.





Планировка парка с его многочисленны­ми извилистыми дорожками отражает ненависть Гауди к прямым линиям. Для создания эффекта смешения природы с архитектурой колонны облицованы необработанным коричневым камнем, а отдельные элементы полностью выложены из него.

В парке посадили пальмы, тем самым подчеркнув пребывание в средиземноморском регионе. Деревья, которые мешали при строительстве, выкапывали с корнями, а по окончании работ возвращали на места.



Финансовый план Гуэля провалился, участки не покупали. Изменения в назначении парка станови­лись неизбежными - он стал уединенным раем, в который желающие попадали за небольшую плату. Здесь стали проводить благотворительные мероприятия, устраивались соревнования, шествия и танцевали каталонский танец sardana. Парк Гуэль стал таким, каким мы его видим сегодня - приятное место для прогулок, место для любования панорамой города.



На территории парка расположен Дом-музей Гауди.
Башенку видите?
Он и есть.







На этом своем проекте Гауди создал новый язык форм, используя ремесленные традиции Каталонии. Крыши "пряничных" домиков выложены каталонскими каменщиками из мелких осколков керамической плитки. Одна из барсе­лонских легенда гласит, что Антонио Гауди дал указание своим рабочим по пути на работу не проходить мимо разбитой черепицы, а собирать черепки. Еще одна легенда рассказывает о шоковом состоянии поставщиков венецианской плитки, на глазах у которых с такими предосторожнястями доставленный товар разбивался вдребезги.



В 1922 году, после кончины Гуэля, парк перешел в собственность города.
С тех пор и до наших дней он открыт для всех посетителей и принадлежит Барселоне.
Правда, с 25 октября 2013 года посещение парка стало платным.
В 1984 году Парк внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Дворец Гуэля

Более ранней работой Гауди для семьи Гуэль стала парадная резиденцией на улице Carrer Nou de la Rambla, на узкой боковой улице, примыкающей к La Rambla. Здесь, зажатый соседними строениями, стоит дворец Гуэля, заказанный архитектору в 1886 году. Строить роскошный дворец Гауди предстояло в крайне территориально ограниченном участке, площадью всего 18 на 22 метра.



Гауди с азартом взялся за дело. Существовало двадцать два возможных варианта фасада, окончательный проект был представлен в ратушу 12 июля 1886 года. По идее архитектора, новый особняк представлял собой подобие венецианского "палаццо", втиснутого в очень узкое пространство.

В строительстве использовались только самые лучшие материалы, а во внутреннем убранстве - предметы искусства и изящная мебель.

На уровне улицы фасад прорезали две высокие арки для въезда и выезда экипажей. Между ворота­ми нашли место для каталонской гордости - здесь разместили железный фонарь, изображающий национальный герб Каталонии.



Представленный проект дворца заинтересовал власти - в один из дней на строительную площадку прибыл король Испании Умберто. По окончании строительства дворца Гауди перестал быть начинающим и стал самым знаменитым архитектором в Барселоне.

А дворец? В 1944 году здание было приобретено Депутатским советом Барселоны, в 1984 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для посетителей. За деньги.

Дом Бальо

Дом Бальо (Casa Batllo), называемый также Домом Костей - еще один значимый шедевр Гауди, украсивший город и ставший сейчас несомненной туристической достопримечательностью Барселоны. Заказчиком строительства был промышленник Бальо, приводил дом в известное нам сегодня состояние Антонио Гауди, слава которого уже давно гремела. Дом строился не «с нуля» - Гауди реконструировал в 1904 - 1906 годах уже существовавший дом Бальо.

Искать Дом Костей следует в квартале Manzana de la Discordia (Квартал Раздора), на пересечении улиц Passeig de Gracia и Carrer D’Arago. Дом Костей здесь не один, выбивающийся из привычного представления о жилых строениях. Его соседями стали дома, созданные каталонскими модернистами - дом Амалье (Жузеп Пуч-и-Кадафальк) и дом Льео-Мурера (Луис Думенек-и-Мунтанер).



К дому Бальо.
Владелец дома поначалу собирался снести старое здание и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе. Сохранив исходную структуру дома, Гауди спроектировал два новых фасада, полностью перепланировал нижний этаж, прибавил подвальный этаж, мансарду.

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением, без оглядки на известные архитектурные стили.



В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



По задумке мастера дом представляет собой гигантского дракона, пронзенного мечом Святого Георгия, покровителя Каталонии. Фантастичекое чудище, созданное Гауди, покрыто "чешуей" из разноцветной майолики - бирюзовой, коричневой, бирюзовой, золотистой, зеленой и других. В течение дня, в зависимости от освещения, чешуя дракона изменяет цвет. Стены дома-дракона покрыты черепами и костями жертв чудовища. Прозвище "Дом костей" появилось благодаря этим милым украшениям.



Дом Бальо соседствует с еще одной архитектурной достопримечательностью Барселоны - Домом Амалье. Построил его не Гауди, но дом очень интересный. Свой нынешний вид здание получило между 1898 и 1900 годом по проекту архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалька. В 1976 году был объявлен памятником национального значения.



Дом Мила

Дом Мила - жилой дом, построенный Гауди в 1906 -1910 годах для семьи Мила, ставший последней светской работой архитектора.

В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Возводить дом-«каменоломню», Антонио Гауди начал в 1906 году. К архитектору обратилась богатая семейная пара, живущая ярко и насыщенно, с приемами и прочим. Заказчики желали имет здание, не уступающее Дому Бальо и наслаждаться триумфом в Барселоне. Квартиры в новом здании предполагалось сдавать в аренду.

Гауди была предоставлена возможность возвести совершенно новое, необычное здание.

Спешивший заказчик не успел узаконить строение, на объект постоянно приезжали проверяющие. По проекту здание получалось превышало отметки, до которой разрешалось возводить дома. Педро Мила, опасающийся штрафа в размере пятой части стоимости всего дома, стал требовать от Гауди сделать здание ниже. Причиной конфликта стала колонна, на пятьдесят сантиметров выступающая над тротуаром - ее предлагали убрать или сделать короче. Антонио Гауди отстаивал свою колону и от нее отказываться не собирался. Рассказывают, что после разговора с очередным чиновником, Гауди, уже известный не только во всей Испании, но и за ее пределами, выдвинул ультимату - колонну уберу. но на ней напишу имя того, кто не разрешил ее установить.

Гауди посещали мысли все бросить. Но барселонские чиновники вовремя одумались - специальная комиссия вынесла решение о том, что здание безопасно для жильцов и со временем станет исторической ценностью. Гауди благополучно завершил работу над зданием, на волнистый фасад которого его натолкнули мысли о море и каменных скалах.

Жители Барселоны прозвали дом "каменоломней", но излишне критиковать дом не стали - к зданию быстро привыкли и стали к нему относится как к очередному творени гения Гауди и и достоянию Барселоны.



Закончить личный "День Гауди" можно в ресторане дома Мила.



Закончить свой рассказ о творениях Гауди я хотела бы моментом смерти архитектора.
Совсем немного оставалось Антонио Гауди до исполнения семидесяти четырех лет. Он завершил строительство первого фасада Саграда Фамилия. На строительство храма Гауди отдавал все свои сбережения, порой старик (да, уже старик) выходил на улицу с шапкой, прося милостыню и подаяние, чтобы расплатиться с рабочими.

7 июня 1926 года, Антонио Гауди попал под трамвай. Он был очень плохо одет, никто не подвез несчастного в больницу из боязни, что старик не заплатит за проезд. В конце концов его доставили в больницу для нищих. Там великий Гауди и умер.

А власти Барселоны постановили - всем извозчикам, таксистам носить отныне цвета траура и позора - черный и желтый, в память о равнодушии и черствости. Увидите такси в Барселоне - вспомните еще раз об Антонио Гауди.

Читайте также:
Рынок говорит
Кафедральный собор Барселоны
Монтсеррат: там, где просят о сокровенном
Льорет-де-Мар
Где поесть в Льорет-де-Мар
Музей эротики в Барселоне

Оригинал поста опубликован в автономке.
Комментировать можно и там, используя аккаунты в соцсетях.

Previous post Next post
Up