Тибр, Tevere, Tiberis.
Без этой реки Рим - не Рим. Как и без мостов, соединяющих ее берега.
Истоки Тибра в Аппенинах, в области Эмилия-Романья, дальше путь лежит через Перуджу, Умбрию, Лацио и заканчивается в Тирренском море.
В 753 году до нашей эры именно на берегу этой реки, в 25 км от Остии (места впадения Тибра в Тирренское море), был основан Рим.
По легенде, в воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем.
«Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал». Спустя годы, братья Ромул и Рем выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.
Легенду о Ромуле, Реме и основании Рима читайте
здесь.
В пределах Рима мостов через Тибр по данным, мною найденным в сети, насчитывается двадцать один.
Как элементы мозаики, они, как и каждый римский камень, фонтан, улица или камень, создают то самое привычное лицо Рима, которое нам знакомо. Или таковым кажется.
Все мосты я вам не покажу.
Можно, конечно, задаться целью, совершить марш-бросок вдоль Тибра, осуществить фотофиксацию всех мостов и о каждом рассказать. Но Рим меня к этому не располагает. Идешь по придуманному маршруту, и вдруг поворот в какую-то улочку, а за ней еще, и так до бесконечности…
А потом, уткнувшись в карту, ты судорожно пытаешься вернуться к исходной точке. Римский творческий беспорядок.
Так, блукая из улицы в улицу, мы подошли к мосту Умберто I (Ponte Umberto I), соединяющему Площадь судов (Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия с Площадью моста Умберто I (piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона (до Пьяцца Навона от этого места 5-7 минут пешком.
Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год.
На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого был назван мост, с женой Маргаритой Савойской.
Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) - пешеходный мост, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом.
Рассказывают, что в 1450 году во время одного из праздников паломники шествовали в Собор Святого Петра через Мост Ангелов. Но напор людей был так силен, что перила обрушились, и несколько сотен пилигримов утонуло в водах Тибра. Примерно столько же погибло в образовавшейся давке. До сих пор одна из улиц возле моста называется via di Panico.
Начиная с XVI века для устрашения населения на нем стали вешать казненных арестантов.
И в это же время на Ponte Sant’Angelo появились изваяния апостолов Петра и Павла. Позже к ним присоединились десять ангелов работы учеников Бернини.
Современные источники сообщают, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой -
отсюда
Вид на Мост Святого Ангела с купола Собора Святого Петра. С использованием зума, конечно.
Ныне мост облюбован не только туристами, но и торговцами, художниками. Гости Рима со всех концов света вальяжно прогуливаются среди палаток с сувенирами, безделушками и рядами поддельных сумок, выстроившимися у стен Замка Святого Ангела.
Вид на мост Святого Ангела со смотровой площадки Замка Святого Ангела.
Мост Витторио Эмануэле II (Ponte Vittorio Emanuele II) - рядом с мостом Святого Ангела.
Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.
Этот же мост в ноябре 2012 года. Фото
отсюда.
Вода поднялась до отметки 13,50 метров.
В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки.
Набережные рассчитаны на подъем воды 18,45 метров
Улицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).
Несколько мостов пропускаем и оказываемся над островом Тиберина (Isola Tiberina) - небольшим островом на Тибре.
Фото не мое (летать не умею), а взято
отсюда.
В верхней части фотографии - действующий мост Ponte Palatino и рядом с ним разрушенный мост Ponte Rotto, к которым мы вернемся чуть позже.
А сейчас внимание к тем мостам, что в центре, соединяющим остров Тиберина с противоположными берегами Тибра: Ponte Fabricio и Рonte Cestio.
Мост Фабричо (Ponte Fabricio) один из самых старейших и хорошо сохранившихся мостов Рима. Он соединяет остров Тиберина с восточной частью города. Мост был построен в 60-50 годах до н.э.
Название мост получил в честь Лучио Фабричио, римского попечителя мостов. Мосты в Риме значение имели стратегическое, поэтому начальники мостов, отвечавшие за их функционирование и сохранность, были людьми уважаемыми, имеющими вес.
Мост Честио (Ponte Cestio) - древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.
Мост соединяет остров Тиберина с Трастевере. Построен он был около 40 - 50 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием (братом Гая Цестия), впоследствии несколько раз реставрировался.
Мост Эмилио или так называемый Разрушенный Мост (il Ponte Emilio - Ponte Rotto) - первый полностью каменный мост (142 год до н. э. постройки).
Поиски информации об этом мосте навели меня на упоминание о статье "Мост и город" в журнале "Архитектура СССР" за 1938 год советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979).
Выдержка: «О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия».
Статья здесь А на Разрушенный мост можно смотреть с Ponte Palatino (построен 1886 - 1890 годах), чем я и занимаюсь.
И слегка удалившись от центра - Тибр, в районе Тестаччо.
Поедете на римскую барахолку - увидите.
В завершении прогулки по берегам Тибра вспомним о Бенито Муссолини.
Уроженец области Эмилия-Романья, откуда берёт своё начало Тибр, отметил его исток античной мраморной колонной, на которой высечена надпись QUI NASCE IL FIUME SACRO AI DESTINI DI ROMA («Здесь рождается река, освящённая судьбой Рима»).
Поедете в Рим - гуляйте у Тибра, у реки, "освященной судьбой Рима".