Крепостная правда. Часть 5.

Mar 22, 2024 16:45

<<< Часть 4



Александр II

Почему крестьяне не признавали за помещиками права частной собственности на землю? Существует два основных варианта ответа на этот вопрос. Первый вариант - стихийный коммунизм, второй - правовой нигилизм русских крестьян. Насчёт первого варианта - хорошей иллюстрацией того факта, что русский крестьянин был по своей натуре собственником, а не коммунистом, является картина "Семейный раздел" художника крестьянского происхождения Василия Максимова. "Призрака коммунизма" в этой сценке нет и в помине, напротив, мы видим жёсткий конфликт собственников, готовых препираться за каждую мало-мальски ценную вещь.



В.М. Максимов. "Семейный раздел". 1876 г.

Но почему же прибалтийские крестьяне безропотно восприняли выход на волю без земли, а русские были недовольны тем, что земля не стала таким же бесплатным подарком как и воля? Дело в том, что на Руси характер отношений между сословиями и между монархом и подданными существенно отличался от западноевропейской феодальных порядков. Можно даже взять на себя смелость утверждать, что на Руси не было феодализма в привычном, марксистском понимании.

И.Л. Солоневич ёмко и образно охарактеризовал происхождение и суть западного феодализма:

«Амёба родится амёбой, цыган - цыганом, еврей - евреем, немец - немцем. Амёба, правда, остается неизменной миллионы лет; цыгане и евреи не меняются в течение тысяч; немцы, попадая в другую среду, обстановку и традицию, меняются через одно поколение. Но немцы в массе - тоже не меняются. В двадцатом веке они ведут себя так же, как в четвертом. Они побеждают Рим - и римское население обращается в рабов. Они позже завоёвывают Прибалтику - и её население превращается в рабов. Гитлер идет "свергать большевизм" и население оккупированных гитлеровскими армиями территорий, переживает то же, что некогда переживали римляне и прибалты. Германская доминанта не изменилась за полторы тысячи лет.

Современная Западная Европа родилась, как уже говорилось, в результате разгрома Римской Империи германцами. Именно германцы образовали её правящий слой и создали феодализм - такое же типичное явление для немцев, как касты для Индии.

Куда бы немцы ни приходили, они усаживались на плечи побеждённого народа - в свою пользу. И каждый норовил отгородиться стенами замков и от побеждённых и от своих соплеменников, утвердить на своей территории собственную власть. Таким образом, феодальный строй есть типично немецкий способ государственного строительства.

Германцы, пришедшие на территорию Римской Империи, уселись на развалинах римских храмов и дворцов, библиотек и терм, водопроводов и цирков. Они ходили по римским шоссе и пили воду из римских акведуков. Пример Рима лежал под носом. Почему же на германцев он никак не подействовал? Чтобы перенять римский пример и римскую культуру достаточно было нагнуться и поднять с земли остатки такого великого и такого недавнего прошлого. Однако, германцы даже и этого не сделали. Империя была разорвана в клочки и её культура совершенно забыта. Разгром Римской Империи был началом германских государственных порядков... Эти порядки можно назвать феодализмом.

Европейский абсолютизм возник как завоевание. Европейский король был только "первым среди равных", наиболее удачливым феодалом. Он был, действительно, ставленником правящего слоя и орудием угнетения низов.

Наши Строгановы уселись на Урале полновластными владыками. У них были и свои финансы, и своё управление, и свои войска. Но устраивать собственный феод им и в голову не приходило. В Смутное время Строгановы имели все возможности организовать собственное феодальное королевство, как это сделал бы любой немецкий барон. Вместо этого Строгановы несли на помощь созданию центральной власти всё, что могли: и деньги, и оружие, и войска.

Ермак Тимофеевич, забравшись в Кучумское царство, вполне мог отгородиться там от всех в собственной баронии. Ещё больше возможностей для этого имел Хабаров на Амуре - кто стал бы добираться до него через восемь тысяч верст непроходимой тайги? Но если бы они такое желание возымели, их соратники посмотрели бы на них, как на сумасшедших. Уральские люди точно так же посмотрели на Строгановых, если бы те вздумали играть в самостийность».

На Руси самодержец был Хозяином Земли Русской. Население русской земли делилось на три основные категории: духовенство, служилых людей и тяглецов, обеспечивающих своим трудом и служилых людей, и духовенство, и самого монарха. Служилые люди (бояре и дворяне) наделялись землёй для получения дохода. Видов землевладения было два: вотчины и поместья. Вотчина являлась частной собственностью владельца с правом наследования. Пользование поместьем было обусловлено службой государевой, на доходы от поместий дворяне покупали себе оружие, коней и амуницию, необходимые для несения воинской службы. Поместья бросавших службу конфисковывались. При Петре I поместья переходят в категорию вотчин - то есть в полную частную собственность дворян, но и дворяне лишаются права бросить службу. Новых собственников стали называть помещиками, а не вотчинниками, потому что поместья занимали большую часть земли в Московском царстве. Затем, при Петре III дворяне получают волю, а через сто лет освобождаются и крестьяне.

Русское крестьянство смотрело на всё это как на смену порядков, происходившую по воле царя. В представлениях крестьян именно царская воля была первична по отношению ко всем правам и обязанностям, в том числе к праву частной собственности на землю - отсюда и происходят крестьянские ожидания безвозмездного получения земли из рук царя при освобождении от власти помещиков.



Крестьянские девушки из Архангельского уезда Архангельской губернии в праздничных нарядах, 1866 г.

"Издания" крепостничества

В исторической науке существует введённое Энгельсом понятие "второе издание крепостничества" - это появление, либо усиление крепостного права в странах Центральной и Восточной Европы в XVI-XIX веках.

Но обо всём по порядку. Первое издание крепостничества сложилось в раннем Средневековье, во время завоевания германскими ордами западной половине Римской империи и установления там феодализма и "тёмных веков". В дальнейшем крепостное право в Европе то ослабевало, то усиливалось, причём в некоторых странах такое происходило по нескольку раз.

В середине XIV века разразилась грандиозная эпидемия чумы, выкосившая около половины населения Европы. Крестьян стало меньше, и труд их начал цениться довольно высоко. Феодалы начали активно сманивать чужих крепостных, что привело к возникновению настоящего рынка труда. Земледельцы теперь старались убежать от суровых сеньоров и прибиться к хозяевам, дававшим им больше свободы. В результате к XV веку во Франции, Англии, на западе Германии и во многих других областях крестьян почти перестали гонять на барщину. Во Франции, например, барщина постепенно сократилась до десяти дней в году. Земледельцы теперь обрабатывали свои наделы и платили господам оброк. Крестьяне ещё не стали свободными, но уже не были рабами.

С развитием суконной промышленности в Западной Европе в XV-XVI веках и ростом цен на шерсть особое значение приобрели пастбища, под которые требовались земли. Необходимые для овцеводства земли различными способами изымались у крестьян феодалами. Эта практика получила название "огораживания". Наибольший размах огораживаний наблюдался в Англии. Знаменитая цитата из «Утопии» Томаса Мора (1516) гласит: «Ваши овцы. Обычно такие тихие, питающиеся так скудно, ныне, как говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города» («овцы стали пожирать людей»).

Сокращение производства продовольствия на западе Европы вызвало потребность в импорте, что побудило сильных мира сего в государствах, располагавшихся восточнее Эльбы развивать крупные товарные хозяйства с дешёвым принудительным трудом для получения доходов от экспорта зерна - вот так и сформировалось "второе издание крепостничества".

Стоит заметить, что русское крепостное право имеет другую природу, нежели в Восточной Европе, которая, впрочем, менялась со временем. Принцип прикрепления крестьян к земле был подсмотрен у западных соседей, но цели закрепощения были иными. Это прежде всего фискальный интерес - государству было неудобно иметь дело с блуждающими туда-сюда тяглецами, которых было сложно учитывать. Кроме того, дворяне переманивали друг у друга крестьян, что приводило к разорению помещиков, вынуждая их бросать службу.

ВКП(б)

В XX веке в нашей стране произошло нечто подобное рецидиву крепостного права - ведь что ни говори, а у колхозного строя было очень много общего с крепостничеством. Острословы 1930-х годов даже предлагали расшифровывать ВКП(б) как "Второе Крепостное Право (большевиков)".



Формально колхоз был кооперативом, но фактически являлся государственным феодальным хозяйством. Колхозники отрабатывали "барщину" - трудодни и платили "оброк" - продналог на подсобное хозяйство, на которое выделялось, как правило, полгектара земли.

Прикрепление крестьян к земле было осуществлено весьма остроумным способом. Постановлением СНК и ЦИК от 27.12.1932 г. все выданные ранее удостоверяющие личность документы отменялись. Были введены новые паспорта, которые стали обязательными документами для всех граждан старше 16 лет. Гражданин был обязан постоянно иметь при себе паспорт. "Нарушение паспортного режима" -- то есть появление в общественном месте без паспорта каралось штрафом, при рецидиве - лишением свободы. Колхозникам паспорта не выдавались. Исключение составляли колхозники - жители 100-километровой полосы вдоль западной границы СССР, вокруг Москвы и Ленинграда, 50-километровой полосы вокруг Харькова, а также рабочие совхозов, сельские специалисты -- работники образования и здравоохранения.

Беспаспортный колхозник имел право покинуть колхоз в следующих случаях:
- получив разрешение председателя колхоза, заверенное справкой из сельсовета;
- дождавшись (если повезёт) визита вербовщиков из города и заключив трудовой договор с промышленным предприятием;
- девушки могли выходить замуж за городских;
- юноши могли не возвращаться в колхоз после службы в армии, устроившись на работу в городе;
- юноши и девушки до 16 лет могли устроиться на учёбу в городе.



Для чего всё это было придумано? - Чтобы ответить на этот вопрос необходим небольшой исторический экскурс.

Придя к власти в 1917 г., большевики принялись строить в России коммунистическую утопию по известной формуле "Коммунизм=СоветскаяВласть+ЭлектрификацияВсейСтраны". Большевики рассчитывали, что освободившись от "гнёта" буржуев, "массы" на радостях начнут вкалывать как одержимые, что в совокупности с электрификацией обеспечит космический взлёт производительности труда, что в свою очередь, приведёт к неисчерпаемому изобилию, и, согласно марксисткой догматике, отмиранию государства и всех его институтов, включая армию и полициию. Место государства должны были занять коммуны. Как заявил Ленин: «каждая фабрика, каждая артель и земледельческое предприятие, каждое селение, переходящее к новому земледелию с применением закона о социализации земли, является теперь в смысле демократических основ Советской власти самостоятельной коммуной с внутренней организацией труда». А чтобы "массы" побыстрее расставались с "капиталистическими" привычками большевики приступили к сворачиванию рыночной экономики. Были национализированы все бизнесы, а "социализация" земли означало её национализацию -- то есть переход в собственность государства. Была установлена продовольственная диктатура: "хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность". Были планы и вовсе отказаться от товарно-денежных отношений, заменив их "продуктообменом".

Вся эта деятельность неизбежно привела большевиков к конфузу, а страну к всенародной трагедии. Эту безумную попытку рывка в утопию Ленин в апреле 1921 года стыдливо назвал "своеобразным «военным коммунизмом»" - дескать, война заставила, разруха, и прочие досадные обстоятельства (со временем у термина "военный коммунизм" отпал эпитет "своеобразный"). По оценке работников советской печати первая фаза большевицкого эксперимента обошлась стране потерей 20 млн. человек (война, террор, голод, эпидемии, эмиграция).



Политика военного коммунизма была заменена на новую экономическую политику (НЭП) с заменой продразвёрстки продналогом и легализацией малого бизнеса. На НЭП возлагались большие надежды, связанные с планами накопления материальной базы коммунизма. Правый уклонист Бухарин провозгласил лозунг "Обогащайтесь!", и товарищ Сталин в то время был не против правого уклона. Однако НЭП позволил лишь реанимировать народное хозяйство придушенное своеобразием военного коммунизма, но не более того. Крах НЭПа ознаменовался "хлебной стачкой", введением продовольственных карточек (в мирное время!) и "военной тревогой 1927 года".

Перед товарищем Сталиным со всей остротой встали мучительные вопросы: Как жить? Как наращивать материальную базу коммунизма? Как дальше бороться за осуществление вековых чаяний трудящихся всего мира? И тогда товарищ Сталин решил обратиться к идее "сверх-индустриализации" левого уклониста Троцкого. Лев Давыдович не просто так к индустриализации добавил префикс "сверх-", ведь у царизма с индустриализацией всё было хорошо, а новой власти требовались более прогрессивные идеи. Товарищ Сталин этот префикс убрал, но дело не в терминах, а в реальных деньгах, ведь для индустриализации нужен капитал. Крупный частный капитал в Стране Советов был ликвидирован, своего капитала у нищего государства рабочекрестьян не было.

Капитала не было, зато были колоссальные русские ресурсы - природные и человеческие. Эти ресурсы нужно было извлечь из недр, полей, лесов, музейных фондов, кошельков трудящихся с помощью дешёвого, подневольного труда колхозников и заключённых ГУЛАГа, чтобы на вырученные деньги покупать у заграничных буржуев промышленное оборудование для индустриализации.



Часть 6 >>>

крепостное право, история

Previous post Next post
Up