Это была авантюра. Со всех сторон: со стороны Полунина, со стороны Зеленского, и с нашей стороны. Лететь за 3000 км на один спектакль такое же безумие, как и чистому классику взяться за самую героическую роль в балете. Но, кто не рискует, как говорится:) результат в итоге оказался прелюбопытный и совершенно неординарный.
Итак, мы прилетели в Новосибирск в 5 часов утра и сразу улеглись спать:) Но к полудню все-таки выползли из гостиницы и пошли к Театру, который встретил нас вот так:[Театр]
Новосибирцы ценят своих и приглашённых звёзд, что правильно:)
Почему-то очень многие поклонники Сергея Полунина мечтали увидеть его Спартаком Григоровича. Меня это удивляло и, признАюсь, порой раздражало. Я не мечтала. Даже больше скажу, очень надеялась, что этого никогда не произойдет (и сейчас от своего мнения не отказываюсь, повторения не жажду). Потому что боялась и боюсь, что эта роль, эта хореография, его необратимо изменит физически. Зачем изумительному чистейшему классику от природы героическая роль, где все его редкие совершенства вообще не нужны?!
Но снимаю шляпу: Сергей доказал, что классический балет не разделяется на чистую классику и героику, и артист с хорошей школой и выдающимся талантом, не изменяя себе, может вполне органично существовать внутри любой хореографии; и да, теперь я понимаю, что ему обязательно это надо было сделать, он был так счастлив после спектакля, говорил, что исполнил свою мечту детства. А мечты должны сбываться;) он - победитель, в очередной раз:)
Конечно, никто не верил, что он сделает Спартака по шаблону, срисовав его с великих предшественников. И правильно:) потому что Сергей не изменил себе, поломав все стереотипы, он станцевал Спартака мощно, грандиозно, с легким налётом брутальности, но очень чисто, выворотно, красиво, местами немного чуть мягковато, но с невероятной экспрессией. станцевал, как изумительный классик. Это было очень необычно в Спартаке, но здорово. И прыжки! Какие были прыжки!!! Он летал в легких, но запредельных по высоте и длине, потрясающе красивых по форме, прыжках, с зависанием, будто он и правда мог парить, как свободная птица. На огромнейшей сцене НГАТОиБ это особенно впечатляюще выглядело, просто замирало сердце. Летал, как Бог - в данном случае почти буквально, потому что у Сергея вышел не вождь, а скорее мессия.
Трудно описать этого Спартака, вряд ли у меня получится, хоть и очень хочется. Это было совершенно ни на кого не похоже, гораздо более лично, очень по-полунински лично. Конечно, о свободе. И одиночестве. Причем, знаете, случился резонанс: когда заложенное в партии стремление к свободе совпало с внутренней потребностью в ней артиста, и произошел зашкаливающий за все пределы порыв. Случился рассказ о личности, вечно метущейся и рвущейся ввысь, но понимающей, что улететь одному невозможно по простой причине: вокруг люди, которые ждут помощи, которых ты невольно приручил, и которых нельзя оставить. Он не звал их за собой, они сами собрались вокруг него, как перед факелом, горящим и освещающим единственный путь к спасению. И ему ничего не оставалось делать, пришлось бороться и за них. Получился ... рассказ о нас, о нашем мире, где свобода - это всегда иллюзия, где мы зависим от массы обстоятельств, опускающих нас на землю, и только в мечтах мы парим, но иногда есть отчаянные личности, разрывающие оковы, как правило, они разбиваются об невероятное нагромождение преград, настроенных системой...
Конечно, если Сергей решит это повторить, он непременно что-то доработает и поменяет, там есть над чем ему подумать; конечно, в первый раз его сдерживал контроль за порядком, он только вживался в незнакомую до этого хореографию, не так хорошо отрепетированы дуэты, хоть это было и почти незаметно, ещё, может, в монологах не совсем везде он хорошо подумал, о чем там говорить;) Но это детали, а в целом - действительно настоящая большая победа!
Немного об остальном. Поразило, в какой отличной форме сейчас Игорь Зеленский! Он был просто великолепен, вышел с таким настроем, сразу начал заводить себя и поймал кураж:) На сцене был Красс - блестящий полководец, смысл жизни которого - власть! Все остальное - лишь средства достижения цели. Но честолюбие иногда играло с ним злые шутки. И борьба со Спартаком - одна из них. Да, поединок с рабом, но этот раб особенный - он выше по всему, и по происхождению, и по силе, и по духу. И тут отступает на второй план Полководец, тут вступают азарт и тщеславие. Поединок Спартака и Красса описАть невозможно, накал и нерв, тигр и лев, осторожно прислушиваясь к каждому шороху, вдруг взрывались и сходились в схватке, было невероятное ощущение напряжения в каждой клеточке их разгоряченных тел... Казалось, что всё было по-настоящему, да и весь спектакль сумел заставить забыть меня, что я на балете.
Из девушек очень понравилась Анна Одинцова - Эгина. Но она мне вообще в их труппе больше всех нравится. Ее героине не хватает утонченности, но она умная и честолюбивая, под стать выбранному ей мужчине. Отлично станцевала и сыграла, отличные были дуэты с Крассом, несмотря на некоторый несинхрон, кажется, во втором акте. Анна Жарова не вошла в форму, что не удивительно: это был ее первый спектакль после декрета. Она станцевала крепко, но дежурно. Этого вполне хватило.