Благодаря неутомимой моей подруге Галине, я попала в Казань на Нуриевский фестиваль. Сейчас я понимаю, какой Галя сделала мне бесценный подарок. О том, как она доставала билеты на "Жизель", можно написать небольшой авантюрный роман:) В итоге, мы попала на спектакль-мечту, из разряда тех редких счастливых случаев, надеясь поймать который, мы ходим всю жизнь в театр. Галя, если доберешься до жж, большое-большое тебе спасибо!
С улыбкой вспоминаю, каким красивым и гостеприимным оказался город Казань, который мы за эти два дня обошли вдоль и поперек. Начну с того, что наш отель 'Особняк на Театральной' был всего в трех минутах ходьбы от Оперного театра, а окна номера смотрели на его служебный вход. Отель отличный, очень чистый и с прекрасным персоналом. Погода нам досталась замечательная: солнечная, но не слишком жаркая, так что гулять по городу, знакомясь с достопримечательностями, было одно удовольствие. Про духовность, которую нам явил буфет Казанского Оперного, даже говорить неудобно: бокал шампанского обошелся нам в целых 100 (сто) руб.! Ну и понятно, завершился день просто волшебно.
Я уже видела прошлым летом Светлану и Сергея в "Жизели" Большого театра. Тогда я не была в восторге, чего-то не хватило, спектакль был слишком официально-правильным, хоть и потрясающе красивым. Казанская "Жизель" приятно поразила тем, как изменились оба артиста за этот год. И если в случае Сергея, совсем молодого артиста, это понятно, то Светлана сильно удивила, потому что сколько она перетанцевала в жизни Жизелей, наверно и сама не помнит, и наверняка эта роль отработана до жеста, а тут - вдруг появилось столько новых красок!
Первый акт был пронизан теплым светом, что шел от удивительной девушки. Светлана Захарова сыграла акварельно, ее героиня не была крестьянкой, конечно, не была и аристократкой, она вообще была вне всего, жила в своем собственном внутреннем совершенно удивительном мире. И ей там было хорошо. И этот мир был закрыт для всех, кроме единственного человека, которого она полюбила и которому поверила. Знаете, как это происходит у интровертов? Не сразу, долго сомневаясь, но в конце концов, безоговорочно, как в омут головой, без оглядки, увидев родственную душу и открыв ей дверь своей души, которую до этого оберегала абсолютно от всех. Такие люди, если полюбят, то раз и навсегда. И почему-то сразу защемило сердце от понимания, что предательство свершит непоправимую катастрофу, и если даже останется жить тело, то душа умрет навсегда... (да-да, я разумеется знала, как всё будет, но отчего-то в этот раз мозг отказался верить предопределённости сюжета:)
Альберт. Он был точно такой же, как она, тоже впервые встретил человека, которого решился пустить в свой внутренний мир. Сергей Полунин как-то очень мягко играл, его граф любовался Жизелью, глаз не сводил. Не сказать, что любил, но был очень с ней нежен, будто хотел уберечь от всех невзгод этого мира. Но... лишь на миг спасовал перед обстоятельствами, и разрушил такое хрупкое только-только зародившееся... (счастье?), разрушил разом и ее, и себя. И в том, как Альберт бросился в отчаянии к Гансу (прекрасная работа яркого казанского артиста Артема Белова), увиделось отчаянной попыткой оправдать себя перед собой; но как быстро он понял и принял, что этот человек тут не причем, что виноват только сам, исключительно сам.
Второй акт был гениальный. Блестяще танцевала решительно настроенная и наслаждающаяся предвкушением охоты Мирта, настоящая повелительница мстительных духов (браво, Ольге Сизых!), медитативно и с нарастающей тревогой танцевал кордебалет вилис.
Альберт в этот раз шел на могилу к погубленной любви, шел не просить прощения, шел к единственному близкому человеку, единственному родному существу в мире. Зачем? Может, одному было уже невмоготу, и шел туда, где его умирающая душа может наконец соединиться с её. Но истинная любовь нарушила его планы. И второй Акт стал рассказом о спасении души, о возрождении, или даже воскресении. Любовью. Жизель просто любила и предъявляла свою любовь Мирте, как аргумент. А душа Альберта оживала с каждой каплей уходящих из его тела сил. Жизель победила. Душа Альберта возродилась, но в ней навечно поселилась боль. Уходил он с кладбища с мучительной мыслью: как теперь жить... но все-таки ЖИТЬ...
Как они танцевали, невозможно описать: на грани человеческих возможностей. Светлана казалась бестелесной тенью, легким туманом паря в руках Сергея, вдруг застывая в невероятной красоты аттитюдах и арабесках; Сергей взмывал в воздушных прыжках, и медитативно, будто под властью потусторонних сил исполнял свои бесконечные анраша сис, неподдающиеся ни описанию, ни пониманию, как такое вообще возможно (разумеется, тут можно не говорить, что заканчивал их под долго не смолкающую громовую овацию).
Словом, это было потрясающе, казалось, танцуют не артисты, а две души в унисон, когда мерцающая красота, возведенная в абсолют, наполненная чувствами и переполненная эмоциями, заполняет собой сцену и завораживает зрительный зал, то замирающий и забывающий дышать, то потрясенный подлинностью чувств, то взрывающийся благодарными восторженными аплодисментами.
Как жаль, что чудеса так мимолетны, правда, они поселяются в нас навечно и в нужный момент очень помогаю, а бывает, и спасают...
Но раз уж мы попали на Нуриевский фестиваль, то одним балетом обойтись никак не могли. Потому, на следующий день пошли смотреть "Лебединое озеро".
"Лебединое озеро". Постановка похожа на ту, что идет в Мариинском театре, но в декорациях и костюмах присутствует местный ориентальный налет. А ещё в ней использована анимация: лебеди, прилетающие на озеро, и видение Одетты в третьем акте, были ожившими рисунками. Солировали приглашенные звезды: Роберта Маркез (королевский балет Ковент Гарден) и Роландо Сарабиа (в программке написали АВТ, но на самом деле, откуда артист, выяснить не удалось, да и не особо хотелось). Описывать, что это было за ЛО, надо бы приглашать писателя -сатирика. Представьте Одетту-Одилию весьма упитанной особой, с короткими руками и ногами, совершенно без шеи, зато активно-агрессивно играющую лицом. Реально, казалось она заклюет бедного Принца. А поскольку, судя по намечающейся лысине, Принц был далеко не юн, история принимала фатальный оборот. Танцевали звезды по-пенсионерски, медленно и облегченно, временами какой-то свой вариант (я даже не узнала белое адажио второго акта0_0). В общем, это было бы совсем удручающе, если бы не Шут и шампанское за сто рублей в буфете. Партию исполнял Олег Ивенко, и это было феерично! Вот он и стал истинной звездой этого спектакля. Какой же замечательный артист: тонкий, гармоничный, настоящий виртуоз с легким зависающим прыжком, феерическими вращениями и морем обаяния! Честно, любовалась и поражалась: давно я не видела такого дивного исполнения этой партии. Завидую казанцам. Так что, и этот вечер в Казанском Оперном прошел не зря:) домой привезли массу впечатлений.