Если бы в финале второго сезона "Грань" не изменила так резко вектор своего движения, то мой отзыв на этот сериал был бы совсем другим. Я даже почти написала его, а потом поняла, что это не те слова, о моих впечатлениях от "Fringe" надо рассказывать по-другому.
Вы когда-нибудь представляли, что есть параллельная вселенная, в которой существует другой вариант вас? А задумывались над фразой "каждое наше решение даёт жизнь новой версии реальности"? Или над тем, что именно и почему мы любим в наших близких? Неизбежна ли судьба? Что заставляет нас быть именно такими и стали бы мы другими, сделав однажды иной выбор? Можно ли выйти за грань привычного мира и прикоснуться к тайне, являющейся основой нашего бытия?
Причём я говорю сейчас не о размышлениях над исследованиями учёных, хотя и могу процитировать (извините, не очень коротко) книгу физика Алекса Виленкина "Мир многих миров": [Цитата]"Да, дорогой читатель, десятки ваших дублей держат сейчас в руках эту книгу. Они живут на планетах, в точности таких же, как наша Земля со всеми её горами, городами, деревнями и бабочками. Эти Земли обращаются вокруг точных копий Солнца, и каждое Солнце принадлежит огромной спиральной галактике - точной копии нашего Млечного Пути. [...] Должны также существовать регионы, где истории немного отличаются от нашей, со всеми возможными вариациями. Когда Юлий Цезарь со своими легионами стоял на берегу реки Рубикон, он знал, что должен принять важнейшее решение. Со словами "Жребий брошен!" он приказал войскам идти вперёд. И жребий действительно был брошен: на некоторых Землях Цезарь стал римским диктатором, а на других он был разбит, подвергнут пыткам и казнён как враг государства. Конечно, на большинстве Земель никогда не было человека по имени Юлий Цезарь, а в большинстве мест Вселенной нет ничего похожего на нашу Землю, поскольку существует гораздо больше других возможных вариантов развития помимо простого повторения." Я говорю о том иррациональном, сладком чувстве непознанности (непознаваемости?) Мира в миллионах его взаимосвязей, которое наверняка у вас порой возникало. Если не возникало - не читайте меня дальше и не смотрите "Грань" ни в коем случае, вы окажетесь среди недовольных и возмущённых зрителей.
В одном из предыдущих постов я неслучайно написала "Я хочу сюжет "Грани" в формате фильма "Облачный атлас", потому что жизнь героев из разных вселенных и временных пластов, как и жизнь персонажей "Облачного атласа", превращает "историю о судьбах в историю о Судьбе - одной, общей для всех, повсюду и во все времена" (цитирую сама себя, хе-хе:)).
Но чтобы добраться до давно мною не переживаемого удовольствия, почти бесконечного двухсезонного кайфа и бессонных ночей, мне пришлось пережить первые два сезона "Грани", в которых сериал активно топтался на территории, изрядно исхоженной "Секретными материалами" и иже с ними. И тут я полностью согласна с критическими оценками: да, это не "X-files", да, местами это вторично, да, герои не впечатляют и можно назвать ещё массу всяких "нет, это не то". Но нужно просто отодвинуть в сторону возможные ожидания и не задавать вопрос: "А почему?". Ну вот потому что! Это не познавательная передача "Очевидное-невероятное", это фантастический сериал, в котором могут происходить откровенно бредовые вещи, такова уж специфика жанра.
Как бы прохладно я ни относилась к первым сезонам, они являются необходимых фундаментом для совершенно оргазмических третьего и четвёртого. Главное, что в них происходит - мы очень медленно и с сопротивлением, но неизбежно влюбляемся в трёх основных персонажей: агента ФБР Оливию Данэм, "сумасшедшего" учёного Уолтера Бишопа и его сына Питера Бишопа. История "Грани", при всей её увлекательности, не била бы так точно в цель, если бы не эти люди, находящиеся в самом центре безумных событий сериала.
Сначала я была недовольна и персонажами, и играющими их актёрами. Ну что это такое в самом деле: один из главных героев, много времени находящийся в кадре, - старик (буду откровенна: смотреть на молодые лица мне всё же приятней), второй - довольно невнятный типчик и главная героиня тоже какая-то... эээ... не запоминающаяся. Но постепенно я прониклась тёплой симпатией и нежностью к каждому из них.
Практически все сцены с Уолтером Бишопом - это маленькие бриллианты: его увлечённость и восторженность, трогательная любовь к сыну, беспомощность, страх, опустошённость, чудачество притягивают к себе, как магнит, оторваться от экрана невозможно и уже неважно, сколько ему лет, на него смотришь с удовольствием. А в образе Уолтернейта явственно видны холодность и жёсткость, не свойственные "нашему" доктору Бишопу. Исполняющий эту роль Джон Ноубл выдаёт такой уровень мастерства, что я искренне удивилась, посмотрев его фильмографию и не обнаружив там ничего выдающегося. Как так? Он потрясающе играет.
Питер Бишоп, хотя и занимает важное место в рассказываемой истории, так и остался для меня самым невыразительным героем сериала. Подозреваю, что дело тут в играющем его Джошуа Джексоне. Но недостаточная яркость персонажа никак не влияет на то, что он зайка:) Вот просто зайка и всё тут:)
И, наконец, Оливия Данэм - душа моя. Я влюбилась в эту женщину, в особенности в "нашу" Оливию. Я переживала вместе с ней и за неё, я чувствовала то же, что чувствовала она. Мне очень трудно далось начало третьего сезона, потому что было физически тяжело смотреть на то, что происходило. При этом "их" Оливия всегда вызывала у меня более сдержанные эмоции: я никогда ей не сочувствовала. Она ярче, привлекательней, но я не могу сказать про неё "душа моя". Это совершенно разные типы женщин, "наша" Оливия мне ближе:)
Третий и четвёртый сезоны - это уже не столько расследования загадочных явлений, сколько рассказ о жизни главных героев, о потерях и обретениях, о принимаемых решениях и их последствиях. 44 серии, которые превращают вымышленных персонажей в членов семьи, за них начинаешь переживать, как за родных:) Да, в этих сезонах в сериале появляется много мелодрамы, но в сочетании с никуда не исчезнувшей фантастикой они дают тот удивительный эмоциональный сплав, который всегда мечтаешь увидеть на экране, но редко когда получаешь. Если бы авторы закончили "Грань" четвёртым сезоном, я назвала бы этот сериал одним из лучших, но они сильно подпортили дело финальным, пятым. Но не буду о грустном...
Отец и сын Бишопы.
Чего-то химичат в своей лаборатории.
Питер, это не она!
Всё же над Питером авторы сериала поиздевались больше, чем над остальными - и в третьем сезоне, и особенно в четвёртом. Эх, если бы в этой роли был актёр посильнее! С другой стороны, будь актёр сильнее - выживших после "Грани" совсем бы не было. А так, благодаря постоянным раздумьям "то ли расплакаться от силы момента, то ли рассмеяться от его выражения лица", удавалось выйти из коматоза:)
Но всё равно он зайка *фэйспалм*
Оливия...
Смотревшие "Fringe"! I need help! Я совсем запуталась - какая это Оливия на картинке?
Другая вселенная.
У них не всё время такие лица. Честно:)
А ещё в "Грани" есть Леонард Нимой.
Про волшебную музыку Майкла Джаккино и заставку сериала я уже писала здесь, а вот ещё одна атмосферная деталь - перебивки на рекламу.
Впереди меня ждут последние сезоны "Декстера" и "Breaking Bad", третий сезон "Suites" и - ура! ура! - 17 октября стартует пятый сезон "Белого воротничка".