Посмотрела польского "Ведьмака" 2002 года, чтобы сравнить его с сериалом от Netflix. По результатам просмотра пришла к выводу, что поляки сняли сериал про Геральта, а Netflix - нечто сумбурное, но всё же больше про Йенифер.
У поляков всё сделано, как по учебнику: появление героя, становление героя, путь героя в противоборстве с разноформатными чудовищами, обстоятельствами и самим собой, преображение героя в нового себя, как результат всего пережитого. В "Ведьмаке" 2002 года понятно, почему Геральт не хочет убивать Ренфри - ведь много лет назад он спас эту девочку, а у Netflix вообще не ясно, чего он ей так проникся. В польской версии до слёз пробивает финальная встреча Геральта и Цири, потому что зритель прошёл путь изменений вместе с героем и отлично понимает, что Цири для Геральта и правда - не просто предназначение, а нечто большее. Отчётливо ясно, что в сериале от Netflix подобная сцена была бы просто неуместна, а вот вопрос: "Кто такая Йенифер?" - вполне уместен. В версии Netflix Геральт существует как некая не меняющаяся данность - он просто есть в мире этого сериала и всё. Каким мы видим его в первой серии, таким же он предстаёт и в последней. Откуда он взялся, почему он такой, какова его жизнь, о чём он думает в конце концов? Да плевать авторам на всё это! Пусть ходит мрачный и рычит, не надо напрягать зрителя рефлексией.
У поляков сериал - это рассказ о герое, у Netflix же сериал - прежде всего зрелище, на фоне которого нам классически правильно показывают только историю Йенифер, чисто формально таким образом делая именно её главным героем сериала. Мы видим её появление, становление, путь, трансформацию, она практически единственный персонаж, не лишённый возможности думать о мире и о себе, остальные по воле авторов такой ерундой не заморачиваются. Не случайно, что значительная часть похвал сериалу касается именно Йенифер. Не думаю, что такой подход к этой героине был сознательным, просто по ходу дела так получилось.
Кстати, как по мне, слова "Так получилось" можно смело считать авторским девизом при работе над этим проектом. А теперь, постфактум, они начинают оправдываться, выпуская, к примеру, картинку с пояснением таймлайна [Вот она]
и объясняя, почему вообще решили сделать именно так. Оказывается, шоураннер вдохновлялась фильмом Кристофера Нолана "Дюнкерк". А целесообразность использования чего-либо при этом разве не надо учитывать? Любой приём должен в конечном итоге работать на идею. Кривой таймлайн в The Witcher на какую идею работает?
Я понимаю, что авторам хотелось ввести всех героев одновременно, но это решение само по себе весьма спорно, так ещё и реализовано коряво и неумело. Вот в польском сериале нет никаких неоправданных и запутывающих игр со временем, за что его создателям от меня искреннее спасибо. Цири в сериале Netflix хоть и появляется в первой же серии, но весь сезон ходит из одного угла кадра в другой совершенно без смысла, эти хождения ни персонажу, ни зрителям ничего не дают. С таким же успехом можно было бы ввести её в повествование в середине сезона, показав связанные с ней события концентрированно, а не размазывая тонким слоем по восьми сериям. Предысторию Йенифер можно было спокойно пустить флешбеками или же выделить для неё время в одном из эпизодов, а не выдвигать на передний план, словно это именно она тут главная.
Да, я опять же понимаю, что авторы хотели "уравноправить" трёх героев, но сериал всё-таки называется "Ведьмак", а не "Компашка странных магов", к примеру. При этом, повторюсь, ни слова, ни полслова о Геральте - титульном герое всей истории, на минуточку. Кто? Куда? Зачем? Почему? Дайте ответ. Не дают ответа. Неряшливость и непроработанность "Ведьмака" 2019 года особенно бросается в глаза при сравнении с "Ведьмаком" 2002 года, даже несмотря на то, что польский сериал совсем не шедевр, его смело можно назвать посредственным и мало чем примечательным.
Интересно, что трактовка героев в каждом сериале намертво связана с тканью этого сериала: нельзя взять Лютика от Netflix и вставить его в польский сериал, нельзя взять польского Геральта и переместить в версию Netflix, потому что получится нечто нежизнеспособное. Мне больше понравились Геральт и Лютик в польском сериале, так как там они более разносторонние и глубокие персонажи, а Йенифер, наоборот - в американском, опять таки потому, что здесь она более проработанный и интересный персонаж.
Довольно забавно, что даже спецэффекты в польском сериале почти 20-летний давности порой смотрятся лучше, чем в нетфликсовской новинке, хотя сделаны они там элементарно и по технологиям середины прошлого века, а The Witcher сериал вроде бы современный.
Ладно, буду закругляться. Я довольна тем, что посмотрела польский сериал, хотя честно скажу - далось мне это нелегко, по одной-две серии в день с перерывами в несколько дней, первые три серии и вовсе похожи на изощрённую пытку адской медлительностью. Но теперь я, по крайней мере, лучше понимаю что к чему в этом мире. Надеюсь, что авторы The Witcher учтут свои ошибки и поработают над вторым сезоном более основательно, ведь первый сезон, несмотря на все недочёты, в целом не так уж и плох.