Я не планировала что-либо писать про "Чернобыль". Собственно, ничего своего писать я и не буду, просто
дам ссылку на пользовательский отзыв на КП, который полностью совпадает с моим мнением.
P.S. Уже после того, как я оформила этот пост, КП отцензурировал отзыв, убрав оттуда самую важную часть. Так что если хотите прочитать отзыв целиком, загляните в комменты к нему, где автор приводит вырезанный абзац.
Свобода слова в действии, ага:(
P.P.S. Скопирую, пожалуй. А то такими темпами отзыв и вовсе может исчезнуть, чтобы ничто не отклонялось от "линии партии".
Мы имеем дело с тем, чего ещё никогда не было на этой планете
Медиа-гигант HBO взялся за экранизацию событий техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Тёмная лошадка бьёт все рекорды, сходу запрыгнув на первые места в рейтингах лучших сериалов всех времён, и на то есть причины.
Благодаря потрясающей атмосфере, пробирающему до дрожи саундтреку талантливой исландской виолончелистки Хильдур Гуднадоттир, держащему в напряжении сценарию и благодаря всей команде, отвечающей за драматургию, от "Чернобыля" очень успешно складывается впечатление исторически-достоверного и непредвзятого кино. На руку играет и воссозданная вплоть до мелочей эпоха того времени - тут и советская радиотехника, телефоны, одежда, ковры, автомобили, локации и даже упаковки сигарет - уровень детализации даёт фору даже большинству отечественных исторических картин. Все пост-советские зрители, очарованные (чего уж тут) фантастической проработкой деталей быта того времени, единогласны, мол, наконец-то на Западе сняли без клюквы с водкой-медведями-балалайками, а выдали правдивый отпечаток истории о подвиге простых людей.
При идеальных технических аспектах сериал не избежал небольших огрехов (к примеру, стеклопакеты на домах 1986 года абсолютно не портят общий вид работы). И так уж и быть, с легковесными стереотипами наподобие периодически выпивающих главных героев и зашкаливающего обращения друг к другу не иначе как "ТОВАРИЩ" можно смириться, ибо это не несёт никакой смысловой нагрузки к фильму и играет на руку иностранным зрителям, но по ходу сюжета на заработанных очках авторитета, качественной подачи и правдивости "Чернобыль" начинает диктовать другие условия и создавать вполне конкретный и свой портрет эпохи. Для руководства партии те самые герои ликвидации - это лишь пушечное мясо, не достойное ни жалости, ни сантиментов, управлять которым можно почти всегда только дулом ружей и угрозами быть выкинутым из вертолёта (привет методам Аугусто Пиночета).
На протяжении практически всего сериала вы, казалось бы, закономерно не услышите слова "Россия". Вы услышите о Советском Союзе, Украинской ССР, Белорусской ССР и странах Прибалтики, но заветное "Russia" появится в сериале в начале 4-й серии в прологе с историей от украинской 82-летней бабушки, попавшей под эвакуацию. Отказавшись покидать родной дом и родную землю, она драматургически-сильным монологом совсем юному мальчишке-солдатику рассказывает о том, что её за всю жизнь с детства просили уйти люди царской России, затем большевики, Сталин, голодомор. Далее бабушка продолжает цепочку гонений и ставит в один ряд русских и немцев, которые так же пытались лишить её своего дома во время "Great War". Знак равенства между русскими и фашистами в картине поставлен настолько ловко и филигранно (под нагнетающую музыку, пробивающий на эмоции видеоряд и в целом одну из технически сильнейших сцен сериала), что такой важный идеологический ход в самом рейтинговом и популярном на данный момент сериале человечества воспринимается как факт в высшей инстанции, не нуждающийся в подтверждениях.
Вот уже почти 50 лет прошло с войны во Вьетнаме, которую американцы проиграли. Но проиграли ли в долгосрочной перспективе? Наоборот, даже выиграли с помощью поп-культуры и картин в духе "Рэмбо", "Взвода" или "Цельнометаллической оболочки": так сложилось, что теперь в массовом сознании во всём мире именно культура, а не учебники истории, диктуют нам где правда, а где ложь. Прошло пятьдесят лет и семена этой мощной поп-индустрии дали колоссальные плоды, сейчас весь мир знает наизусть образ американского солдата-победителя во Вьетнаме. Пройдёт ещё пятьдесят лет (а по тенденциям - и того меньше) и с нашего молчаливого согласия и криков "Браво!" весь мир зарубит себе на носу образ советского солдата, стоящего по уши в крови в одном ряду с солдатами Гитлера.
(Курсив мой.)