Прп Эадгифа Вильтонская.
16 сентября совершалась память преподобной Эадгифы (Эдиты), инокини Вильтонской. Святая Эдита была дочерью монахини Вульфриды
[1], похищенной из монастыря королем Эдгаром Миролюбивым
[2], и родилась в 961 году в Кенте, в местечке Кемсинг. Король Эдгар собирался возвести Вульфриду на трон, но мать девушки бежала в небольшой скит в Вилтоне, где свт. Ефельвольд облек её в монашеские ризы. После некоторого времени Вульфрида, явившая большую духовную зрелость была выбрана духовной наставницей сестер обители, а отроковица Эдита (15-ти лет) была пострижена в монашество с благословения своего отца. Ей дали прекрасное для её времени образование, обучив её не только подобающей девушке -
вышивке, и королевской дочери - грамоте, но и рисунку, и каллиграфическому письму, и что более важно благочестию. Попечением ее отца воспитанием девушки занимались два заморских клирика - Радбод из Реймса и Бенно Тревейский (из Трира). Большое влияние на девушку оказал пример её родственниц сестры отца - прп. Едиты Полесвортской (15 июля) и бабушки святой - прп. Эльгивы.
Святая в тайне подвизалась в воздержании, скрывая свой подвиг, и появляясь на людях только подобающих королевской дочери одеждах. Однажды, святитель Эфельвольд Винчестерский заметил девушке: Дочь моя, не направляються ко Христу в таких одеждах. Ниже призрит Жених Небесный на превосходящее украшательство сего тела. На что девица отвечала: Поверь мне, отче, с Божий помощью разум не заботится о том во что облачена - в эти ли покровы или козью власяницу. Имею Господина призирающего не на облачения, а на душу. Увидев в её ответе действие благодати, а не дерзости, и более не смущался.
Однажды келейница оставила недотушеную свечу в сундуке с вещами Эадгифы. Закрутив сундук на болт, она пошла восвояси. Вскоре, как бывает в таких случаях, «из искры разгорелось пламя», которое охватило стену спальни святой. Была глубокая ночь и сестры спали, но действием Промысла проснулись и стали тушить пожар. Желая спасти гардероб святой, начали ломать сундук, и, когда наконец удалось это сделать одежды в сундуке обрелась совершенно непострадавшей. Все это время святая был безмятежна и спокойна, непоколебимо зря Господа. Взломанный сундук оставили в монастыре, как знамение Божия чуда.
Куда бы ни шла святая, она непременно ограждала себя крестным знамением, творя его на челе и груди перед всякой работой или отправляясь в путь. Однажды , когда она по своему обыкновению, раздавала в пути нищим еду, к ней подошел мальчик просивший у неё милостыни. Подав, святая перекрестилась и мальчик немедленно исчез. Бесовское наваждение было сокрушенно силою Честнаго Креста Господня.
Когда после смерти отца блгв. короля Эдгара Миролюбиваго, английский трон унаследовал сводный брат святой будущий король-мученик Эдуард (18 марта, 3 сентября), святая видела видение в котором правый глаз молодого короля внезапно упал. Обращаясь к сестрам, она поведала увиденное, посчитав его знамением близкой смерти брата. И видение повторилось. После убийства мученика некоторые знатные люди в королестве хотели возвести её на трон, но святая, предпочитая небесное земному, отказала им.
Большое почитание Эадгифа оказывала свмч. Дионисию Ареопагиту (3 и 9 октября), которому воздвигла деревянный храм в монастыре из своих средств. В нем было три входа, каждый из которых был увенчан Крестом Господним. Внутри он был украшен фресками, писанными священником Бенно, ана освящение его святая пригласила свт. Дунстана (19 мая).
Заметив как святая простирает руку совершить крестное знамение святитель умилился и благословил её - да неистленен пребудет большой палец десницы сей. Во время же совершения Божественной Литургии, он неожидано залился слезами. Диакон стал спрашивать святителя о причине его слез, и Дунстан отвечал ему - Сия возлюбленная Богом душа, сй драгоценный камень небесный, скоро будет взят из сей несчастной жизни и земной мерзости в землю святых. Недостоин сей постыдный мiр такого великого света. Сорок три дня отселе преставится сия диамантовая звезда от нас. Погляди как светильники святых восхищаются из нашей тюрьмы, покуда мы пребываем во тме и сени смертной! Её незрелый возраст будет осуждением нашей ленивой старости, и пока мы спим, она войдет на браки со своей лампой полной елея, и прежде нас восхитит красоту и достоинство венца. Ныне отходишь ты в лучший век, блаженная гражданка Небесного Иерусалима, Эадгифу, дшерь, и оставляешь в печали своего отца. И он заклял диакона никому не открывать его слов. После службы он стал наставлять святую приготовиться к сретению Христа со светильником горящим, исплолненым елея, не обращая внимания ни на какую земную заботу, ибо Господь призывает её, и время её отшествия настает. Так наставив и благословив девушку, святитель отправился в свой путь.
И вот настал указанный им день - третий день праздника Воздвиженния Честнаго Креста. Приняв из рук святителя Дунстана свв. Тело и Кровь Господню преподобная предала свой дух в руки Божии в храме священномученика Дионисия. В ту пору некая сестра шедшая из храма в монастырь поведала, что услыхала, как бы какой хор пел псалмы. И когда она стала прислушываться некто с прекрасным ликом, в сияющих одеждах, предстал ей и сказал: не смей подходить ближе, ибо ангелы святые пришли взять девочку Году в радость вечную, и под пение небесных воинств, подобает ей внити на Вышний Суд, в радость вечную. Случилось это в 16 день сентября, 984 года, на 23 году жизни святой. Святитель Дунстан погреб её в храме свмч. Дионисия, который она воздвигла, и в котором некогда предрекла со слезами, что станет местом её упокоения до Суда. Мать святой, подвизаясь об вечной участи дочери, велела накормить тысячи нищих, и служить заупокойные литургии. Кроме того она построила в ограде монастыря странноприминый дом, где ежедневно питались двенадцать нищих, какой обычай был установлен некогда самой Эадгифой.
На тридцатый день по кончине, святая явилась матери в сиянии и радостно поведала, что Царь повелел принять её в вечную славу. - «Сатана обвинял меня в Присуствии Господа моего, но молитвами апостолов я сокрушила главу его, и Крестом Господа Иисуса, повергла и попрала его». На тот же тридцатый день родилась маленькая девочка, родители которой, прежде просили быть Эадгифу восприемницей имющегося родиться ребенка, на что святая отвечала, - Так, как будет угодно Господу моему, я восприиму его. Но поскольку, святая родилась в внебесное царствие прежде рождения девочки, то её отнесли в храм без восприемницы, и крестил её свмч. Алфег, епископ Винчестерский (19 апреля. Будущий архиепископ Дорувернский или понынешнему Кентерберийский). По церковному обычаю он вручил младенице свечу со словами - Приими свет сей, с нимже внидеши на брак Господень. Внезапно, как если бы Еадгифу держала руку младеницы, та взяла и стала держать свечу. Святитель уразумев промысел Божий о ребенке, повелел её родителям посвятить её Богу, и по достижении возраста, отдать в обитель. Девочку нарекли Брихтгива, и впоследствии она стала игуменией Вильтонского монастыря святой Эадгифы, где и почила в святости в 1065 году.
Вскоре стало становиться явным, что девушка угодила Богу, и пребывает небесными силами, имея дерзновение предстательствовать пред Господем о прибегающих к ней в нуждах. Различные знамения, и даже чудеса, стали происходить на её могиле и по молитвам поминающих её верных. Однажды некая женщина сняв дорогостоящий покров с раки святой и повязав на бедра под меховой накидкой пыталась скрыться, но Божественная сила удержала святотатку и не позволяла пересечь порог храма, как если бы ноги её были прикованы кандалами к месту где она стояла. Так она боролась с невидимой силой долго, не решаясь бросить похищенное, пока в храм не пришел сакристарий и не повелел ей покинуть храм. Но женщина продолжала стоять, как вкопанная, смертельно побледнев от страха, трясясь и стеная. Наконец, решившись, она сняла покров с раки святой и подавая сакристарию, сказала - это удержало меня. Тут она почувствовала, что может снова идти и сбежала. Происходили и другие чудеса, утешавшие мать святой в её горе.
По прошествии трех лет святая явилась свт. Дунстану и объявила: - Господь, помянув милости Его, возвысил меня и благоволил, в неизреченной благости Своей, дабы спасения ради верных почитаема была я среди людей на земле так же, как и Он почтил меня среди ангелов на небесех. Итак, в послушании Божественной воле, отправляйся в Вилтон и достань мои мощи из земли. И не смущайся, что ты мог быть введен в прельщение лестным видением - будет тебе знамение истинности моих слов - обретешь ты мое тело нетленным, кроме глаз, рук и ног - членов, которыми я творила зло по ребяческому легкомыслию. Потому что не познала я ни плотского вожделения, ни ненасытного обжорства. Но большой палец, которым старалась я запечатлевать крестное знамение, ты так же обретешь нетленным, он сопричислен с тем, что по милости Божией соблюдено, в том, что потребилось. Отправившись в Вилтон, святитель заночевал неподалеку от Сарума, и видел в видение нетленное тело Эадгивы, и стоявших свмч. Дионисия Ареопагита и саму святую пред алтарем Божиим в осиянии ослепительного света. Обращаясь к святому дева рекла - Ты знаешь, отче, что угодно совершить Богу о мне. Посему, как изъяснитель Святого Божиего Совета, и посланец Божией воли, поведай сему мужу, верою и приглашением моим прибывшему сюда. Святой Дионисий сказал - Внимай зримому видению, брате. Ибо истинно поведанное возлюбленною госпожою сею. Ибо она, заслужившая
быть увенчанной среди небесных граждан, достойна и почитания их на земле. Достойно чести и тело сие, сей храм девственной чистоты, в нем же царствовал Господь и Царь Славы, Любитель чистоты. Смертные нуждаются в сем почитании угодном Христу.
И так святые останки преподобной были изнесены из земли 3 ноября 987 года, и все предреченное в видении объявилось, как истинное.
Однажды, инок Гластонберийской обители Эдульф, обрезал часть облачения святых мощей неаккуратно топорщившееся, и случайно проткнул ножницами святыню. Тут же из порезанной вены обильно истекла кровь, залившая одежды облачения и все вокруг. Нерасторопный брат, отбросив ножницы, пал на свое лицо и в испуге стал молится святой, исповедая свой грех и оплакивая произошедшее. Но когда он встал, кровь исчезла, как будто её не было. В другой раз инокиня, собиралась отрезать ленту, украшавшую чело святой, но святая подняла главу, и грозно посмотрела на нее.
Произошел странный случай и с бретонскими клириками перевозившими св. мощи прп. Иви, иеродиакона Веармутского монастыря, послушника свт. Кутберта Линдисфарнского, подвизавшегося в Бретани остаток своей жизни. Мощи святого были положены на алтарь святой, но когда пришло время отъезда, их не смогли сдвинуть с места. Чужеземцы, плача, стеная и буквальна рвя на себе волосы и одежды, пытались взять святыню, но не смогли. Прп. Вульфрида дала им в утешение 2000 солидов (огромная сумма по тем временам) и они в скорби удалились домой.
Ужасный случай произошел с могущественным человеком, сумевшим захватить часть земель принадлежавшим обители святой Эадгифы. Когда по смерти его собирались похоронить, он неожиданно привстал в гробу и стал просить помощи у друзей, оплакивая гнев святой, препятствовавшей ему не только войти на небеса, но и просто умереть, он говорил, что она не оставила ему места, ни на небесах, ни на земле, ни даже позволяла его телу упокоится. В этом состоянии он продолжал пребывать, доколе земля не была возвращена обители, и тогда немедленно испустил дух.
Король Канут Великий, праздновавший в Вилтоне праздник святой Пятидесятницы, стал за трапезой насмехаться над святой, понося её родителей и отвергая её святость, как родившейся в результате блуда, но бывший с ним архиепископ Эфельнот воспретил ему, и тут же в доказательство своих слов открыл раку девицы. Неожиданно святая привстав села в гробу, угрожающе развернувшись к наглому датчанину. Окаменев от ужаса, он пал на землю, словно мертвый
[3]. Когда к нему вернулось дыхание он, красный от стыда или потрясения стал просить прощения у мощей святой за свою грубость. В другой раз Канут, попав в ужасный шторм, сам стал просить помощи у святой и получив просимое спокойным ветром дошел в порт, куда направлял свой путь. Подобное чудо было и с архиепископом Эборакским Альдредом в Адриатике. Когда он обратился к святой по имени, она вдруг явно предстала пред ним и сказала - Я - Эадгифа. И море тут же успокоилось.
Жизне описание фактически является пересказом работы Владимира Мосса, из второго тома Англо-саксонских святых.
Ссылка на прорись [1] Прп. Вульфрида почила 22 июля 998 года.
[2] Блгв. Эдгар Миролюбивый почил 8 июля 975 года, и мощи его почивают в Гластонберийском монастыре в часовне в его честь. В 1052 они были обретены нетленными.
[3] Помимо естественного потрясения, Канут имел причины переживать еще больше - незадолго до этого случая, его отец Свейн, насмеявшись над святостью блгв. мч. Эдмунда, выгнал инока монастыря, привезшего к нему прошения не обкладывать монастырь данью. Он сказал, что нельзя считать святым человека, только за то что у него не было денег на выкуп. На следующую ночь, 3 февраля 1013 года, святой Эдмунд явился ему и заколол. На тогдашний мир викингов этот случай произвел большое воспитательное влияние - так как Свейн был христианином.