Дивен Бог во святых Своих

Sep 02, 2008 01:34




20 августа совершается память - блгв. царя-мученика Освина, конунга Дейры.

Тропарь, глас 1.

Благородством и скромностию просиял еси, сиятельный мучениче Освине, и просветил еси северную Британию, наставленный Айданом святым, яко царь христианский. Слава Укрепившему тя, слава Увенчавшему тя, слава Подающему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 3:

Возсия днесь преславная память твоя,/ царственный страстотерпче Христов Освине,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем притекающе к иконе твоей,/ исцеления дар приемлем молитвами твоими, святе:\ ты бо божественный целителю еси.



Святой Освин был конунгом саксонского королевста Дейра в 644 - 651 гг. и сыном конунга Дейры Осрика брата св. вмч. Освальда (память 5 августа), который вернулся к язычеству и был убит королем бриттов Кадваллоном. Канонизирован в VIII в. В Тайнемуте, где он был похоронен, выстроили церковь в его честь, где, по преданию, происходили чудеса исцелений.

Из преподобнаго Беды Досточтимаго (26 мая). «Церковная история народа англов», книга III:
«В начале своего правления Освиу (15 фев.) делил королевское достоинство с родичем короля Эдвина (12 окт) Освином, сыном упомянутого нами Осрика. Он был мужем великого смирения и благочестия и семь лет правил провинцией Дейра, любимый всеми. Однако Освиу, правивший северной частью земель за Хумбером, то есть Берницийской провинцией, не сумел жить с ним в мире. Их ссоры стали весьма частыми и закончились печально. Каждый из них собрал войско, но Освин понял, что не может сражаться с намного более сильным врагом, и решил оставить мысль о войне до лучших времен. Поэтому он распустил войско, собранное им в месте под названием Вилфаресдун, или Гора Вилфара, в десяти милях к северо-западу от селения Катаракт. С одним лишь верным воином по имени Тондхер он укрылся в доме комита Хунвольда, которого считал своим другом. Но, увы, он ошибался. Комит предал его Освиу, который велел префекту по имени Эдильвин предать его жестокой смерти вместе с упомянутым воином. Случилось это за десятый день до сентябрьских календ, в девятом году его царствования (20 августа 655), в месте под названием Ингетлинг. Позже там во искупление этого злодеяния был построен монастырь, где ежедневно возносятся молитвы Господу за упокой души обоих королей, убитого и того, кто приказал его убить[1].

Король Освин был высок и красив, приятен в обхождении и щедр ко всем, знатным и простым. Все любили его за королевское достоинство, которое проявлялось и в обличье его, и в речах, и в делах, и знатные люди почти из всех провинций приходили, чтобы служить ему. Среди всех добродетелей, которыми, если можно так сказать, он был одарен в особой степени, особенно выделялось смирение, что можно доказать хотя бы одним примером.

Он подарил предстоятелю Айдану (епископ Линдисфарна - 31 августа) превосходного коня, на котором тот, обычно ходивший пешком, мог преодолеть реку или быстро добраться куда-то в случае необходимости. Через некоторое время Айдан встретил нищего, который попросил у него подаяния. Он тотчас отдал нищему коня вместе с богатой попоной[2], поскольку был чрезвычайно сострадателен как друг бедных и отец всем убогим. Король узнал об этом и, встретившись с епископом за обедом, сказал ему: ”Господин предстоятель, зачем ты отдал нищему королевского коня, предназначенного для тебя? Разве нет у нас менее ценных коней или других вещей, которые можно отдать бедным вместо того, чтобы отдавать королевского коня, которого я специально для тебя выбрал? Епископ же ответил: ”Что ты говоришь, король? Разве сын кобылы для тебя дороже сына Божьего?” После этих слов они направились к столу. Епископ сел на свое место, а король, только что вернувшийся с охоты, отошел погреться к очагу вместе со своими приближенными. Вдруг он вспомнил слова епископа; тут же он вытащил меч, отдал слуге и, подойдя к епископу, преклонил перед ним колени и попросил прощения. “Никогда впредь, - сказал он, - не заговорю я о том и не озабочусь тем, что из моего имущества и в каком количестве отдано будет детям Божьим”. Увидев это, епископ исполнился тревоги; он встал, поднял короля с колен и сказал, что будет доволен, только если король оставит скорбь и сядет за трапезу. Король подчинился настоянию епископа, однако тот сам делался все печальнее и наконец начал плакать. Бывший с ним священник спросил его на его родном языке[3], которого король и его слуги не понимали, почему он плачет, и Айдан ответил: ”Я знаю, что король не проживет долго, поскольку никогда еще я не видел столь смиренного государя. Этот народ недостоин такого правителя, поэтому скоро он будет похищен у этой жизни”. Вскоре печальное пророчество предстоятеля подтвердилось смертью короля, о которой мы уже сказали. Предстоятель Айдан после смерти любимого им короля прожил всего двенадцать дней; он покинул этот мир накануне сентябрьских календ (31 августа 655 г.) и получил от Господа вечное воздаяние за свои труды.»

[1] монастырь был выстроен по просьбе королевы Энфледы. Его первый игумен Трумхер был родственником убитого короля. В этом монастыре проходил послушание Кеолфрит, будущий игумен Веармута.

[2] В оригинале stratus regaliter, что может означать и “попона, данная королем”, и “попона королевского, т. е. богатого вида”.

[3] То есть на ирландском (гэльском), Освин и его дружинники были саксами и понимали гельский, не более, чем русские школьники японский.

Утешение велие.

Previous post Next post
Up