Дивен Бог во святых Своих

Aug 18, 2008 04:37




Святой благоверный великомученик Освальд, краль Берникии и Дейры.

Тропарь, глас 5.

Правило царем и образе Веры, проповедниче Святаго Слова Божия, процвел еси в добродетелех духовных, отче Освальде. Со святителем Айданом, тяжкое иго поганское от Нортумбрии отъял еси, и безстрашно ополчился еси противу сил тмы, сего ради земный венец мученическим пременил еси. И доселе имуще благословением твоя честныя мощи с нами, припадем к ти днесь, просяще молитв твоих пред Христом Богом нашим, даровати нам велию Его милость.



Чтобы рассказать о подвиге святого вмч. Освальда в первую очередь необходимо дать, не знакомому с историей христианства на британских островах, хотя малое представление о том в каких условиях просиял сей удивительный святой.

Христианство в «римской» Англии появилось, почти сразу - в первом столетии по Рождестве Господнем, после Его крестной смерти. Но массового обращения не происходило. Во времена гонений при императоре Диоклетиане, кровь христианских мучеников обагрила и Британию. Постепенно она дала свои всходы. Кельтские племена бриттов принимали христианство, она стало доминирующим вероисповеданием, но благочестие постепенно приходило в упадок. Когда германские племена англов появились в кельтских королевствах северной Британии (примерно в середине первого тысячелетия), в стране уже обозначились признаки будущего падения нации.Язычники германцы прибывали сюда в качестве «солдатов удачи», которых короли бриттов призывали для защиты от диких племен пиктов, постоянно угрожавших бриттам из Шотландии. Не имевшие связей в среде местной знати, они скоро стали для правителей удобным резервом из которого можно было не опасаясь составлять личную охрану - они не имели возможности получить власть, поскольку никогда не были бы приняты как правители местным населением. Но именно здесь таилась настоящая опасность. Они приезжали на службу со своими семьями, и начинали составлять сопоставимую по численности группу населения, для которой интересы туземцев были принципиально безразличны. В это время раздались грозные обличения великого святого кельтов прп. Гильды Премудрого (29 января), предрекавшие скорое изменение десницы Божией в иную сторону. Племена англов, саксов и ютов прибывшие в Британию начали подчинять страну себе. На юге это происходило в первой половине столетия. В 547 году один из вождей англов - Ида сын Эоппы, изгнал из второго по значению королевства кельтов на севере - Бринейх, последнего местного кельтского короля молодого Моргана сына Кингара, захватил его резиденцию Дин Гаурди, и создал на его месте окруженное частоколом поселение Бамбург. Так, к северу от реки Умбр, появилось королевство англов Берникиа, название которого нередко производят от кельтского Bernicca - страна горных перевалов. Ида правил дюжину лет, и вытеснил бриттов с их земель на запад от реки Твид. После его кончины англы вторглись в главное королевство севера - Эвраук или Эборак (нынешний Йорк) и это спровоцировало возмущение местной колонии наемников-англов, которых возглавлял вождь Элла сын Иффи. К 580 годы они выжили бриттов со всей территории Эвраука, создав на его месте свое королевство Дейра, от кельтского deifr ("воды"), со столицей в районе нынешнего Поклингтона в графстве Йоркшир. Элла правил Дейрой до 588 года и после его смерти власть взял себе вождь по имени Этельрик, правивший 5 лет, после чего на престол взошел сын Эллы - Эдвин. Но в 604 году сын Этельрика Этельфрит выгнал Эдвина, вынужденного бежать в бриттское королевство Гвинед, и занял его трон. Незадолго до того Этельфрид разбил короля скоттов Дальриады - Айдана сына Габрана, бежавшего с поля битвы. После этих событий с Этельфритом никто не хотел святзываться. В 613 году Этельфрит пошел войной на Гвинед и разбил христиан в битве возле древнего лагеря римских легионов Каер Легион (нынешний Честер). Сообщают, что перед битвой он увидел неподалеку от места будущей битвы большую группу валлийских монахов из монастыря Бангор. Спросив у своих воинов, что это за странные люди и что они делают,- монахи были посланы своими молитвами поддержать христианских воинов, Этельфрит сказал - взывая ко своему Богу они сражаются против нас, и приказал их перебить 1200 иноков было убито, а полсотни ушли в монастырь рассказать о случившемся. Потом его воины разграбили обитель, а посланное к ней на помощь войско также разбили. Впрочем, принято считать, что Этельфрит не препятствовал христианам в их исповедании и даже не даже проповеди Распятого в среде своего народа, относясь с презрением только к христианам, чье жительство не соответствовало высоте проповедуемого христианами учения, из-за их лицемерия. Поводом, ко вторжению в Валлис англов, был Эдвин, и он был вынужден бежать в германские королевства, сперва мерсиев, а затем к королю восточных англов Рёдвальду. Этельфрид несколько раз предлагал Редвальду выдать Эдвина за богатое вознаграждение, и король на третий раз принял это предложения, опасаясь войны и гибели своих людей. Эдвин был предупрежден одним из своих друзей, но отказался от бегства, чтобы самоу не стать пердателем Редвальда, и сидел ночью в горестном одиночестве ожидая исполнения своей участи. Неожиданны из тьмы к нему приблизился человек, которого он никогда прежде не видел, и даже не видел таких смуглых людей вообще. Незнакомец «сказал ему: ”Не думай, что я не знаю причины твоего горя и того, почему ты один сидишь здесь без сна. Мне ведомо, кто ты, и почему ты печален, и ведомо то, что твои враги уже идут за тобой. Но скажи мне, что ты дашь тому, кто освободит тебя от этих напастей и убедит Редвальда не делать тебе никакого зла и не отдавать тебя твоим врагам?” Эдвин сказал, что готов дать такому человеку все, что тот пожелает. “А что ты дашь,-продолжал незнакомец,-тому, кто предскажет, что враги твои будут повержены и что ты станешь королем и превзойдешь могуществом не только всех твоих предков, но и всех, кто правил англами до тебя?” Эдвин, ободренный такими вопросами, не поколебался обещать все возможные блага тому, кто дарует ему такие милости. Тогда незнакомец спросил в третий раз: ”А если тот, кто правдиво предскажет тебе все эти великие блага, даст тебе ведущий к твоему спасению совет, какого никогда не слыхали твои предки и соплеменники, послушаешься ли ты его и примешь ли тот спасительный совет?” Эдвин вновь пообещал, что последует любому совету того, кто спасет его от столь великих бедствий и возведет на трон. После такого ответа его собеседник возложил правую руку ему на голову и сказал: ”Когда увидишь этот знак, вспомни наш разговор и без колебаний выполни то, что пообещал сейчас”. С этими словами он исчез, и Эдвин понял, что перед ним предстал не человек, а дух.» [1]. В это время жена Редвальда убедила супруга не предавать вверившегося ему человека, и король отослал послов ни с чем. Сразу же он снарядил большое войско и отправился вдогонку, встретил Этельфрита на границе Мерсии, разбил его войско и убил его самого. Эдвин возстановил свою власть над Дейрой и захватил трон самого Этельфрита. Он начал вести войны с бриттами, и женился на сестре своего союзника короля германцев Кента Эадбальда. Вместе с ней приехал итальянец - епископ Павлин. Однако Эдвин «не решался принять Слово Божие, что проповедовал ему Паулин, но часами сидел в одиночестве, размышляя о том, что ему делать и какой вере следовать. Однажды Паулин пришел к нему и, возложив правую руку на голову короля, спросил, знаком ли ему этот знак. Тут король весь задрожал и упал бы к ногам епископа, но Паулин поднял его и сказал голосом, который показался Эдвину знакомым: ”Сперва ты с помощью Божьей спасся от рук твоих врагов, потом получил от Него в дар желанное тебе королевство. Ныне, в третий раз, вспомни обещанное тобой; не медли и прими веру, вняв велению Того, кто спас тебя от земных врагов и вознес на земное царство. Если отныне и впредь ты будешь следовать Его воле, возвещаемой через меня, Он избавит тебя также и от вечных мук и примет в Своем небесном царстве”.» [2]

Вскоре после своего обращения король с дочерью и родственниками, и близкие ему дружинники приняли св. Крещение. Вскоре разразилась война с королем христиан Гвинеда - Кадваллоном, с которым Эдвин был вместе воспитан. Кадваллон объединился с королем язычников Мерсии германцем Пендой и в битве при Мейкене Эдвин был убит в 633 г. Эго память совершается 12 октября. Свт. Павлин бежал из Эборака на юг в Кент. Англы в своем большинстве не приняли христианства, а христиане Гвинеда вместе с язычниками мерсиями вершили над ними расправу и это вовсе не способствовало принятию проповеди Распятого. Кадваллон занял Эборак и всю Дейру, и продолжал уничтожать своих врагов. На некоторое время англы Дейры перехватили инициативу и их король Осрик, двоюродный брат Эдвина, даже осадил Кадваллона в Эбораке. Он провел детство среди скоттов, где был крещен но, взойдя на трон, ради пиара среди своего народа, вновь стал поклоняться прежним идолам. Однако королю Гвинеда удалось вырваться из ловушки и убить Осрика в бою. Через некоторое время погиб король Берникии Энфрит, пытавшийся предложить Кадваллону мир. Старший из сыновей Этельфрита, после гибели отца, он был вынужден бежать к скоттам Дальриады, и был воспитан в монастыре Айона, где получил соответствующее воспитание и был крещен. После гибели Эдвина он вернулся на родину и захватил власть в Берникии. Подобно Осрику из Дейры он отрекся от Христа и стал поклоняться языческим богам. Вскоре после гибели Осрика Энфрит явился в лагерь к валлийцам с двенадцатью избранными людьми, но был схвачен и убит непреклонным Кадваллоном.

Вот в такое время появился в Нортумбрии св. Освальд. Воспитанный в монастыре Айона, второй сын короля Этельфрита, уверовал во Христа и был в дружеских отношениях скоттами Дальриады. Собрав силы язычников англов, он с небольшим отрядом христиан ирландцев явился в страну разоряемую христианами Гвинеда. Перед боем он обратился к своим воинам и просил их обратится в молитве к Предвечному Богу могущему защитить их от врагов, желавших, в ожесточении мстительности, им и всему их народу смерти. Ночью ему явился основатель обители Айона прп. Колум Килле, с обетованием благоволения Божия и победы. В последовавшей битве в битве при Уолле Кадваллон пал, войско бриттов было вынужденно покинуть территории к северу от реки Умбр, и удалиться в Гвинед. Так началось девятилетнее правление святого великомученика. Так началось просвешение светом Евангелия германских племен в Британии севернее реки Умбр. to be continued...

[1] Прп. Беда «Церковная история народа англов» книга 2, гл. ХII.

[2] Там же.

Утешение велие.

Previous post Next post
Up