Разговор о программе «Учитель для России» был начат на сайте РВС
"Американская мягкая сила в российских школах", затем там же продожился
«Американцы начинают напрямую переформатировать российские школы», и затем был продолжен мною
«Лица программы «Учитель для России».
Тема все еще не кажется мне исчерпанной, поэтому продолжим приятную и познавательную беседу.
Разработчикам программы было необходимо, чтобы заглядывая на сайт программы
«Учитель для России» среднестатистический россиянин сразу бы убедился в том, что дела с нашим образованием плохи. Впрочем, для этого не нужно ходить по разным сайтам. Любой россиянин понимает это, что прекрасно проиллюстрировал проведенный в июле 2015 года всероссийский соцопрос
Аксио-6.
Так вот на первой странице демонстрируется карта мира, на которой разными цветами обозначен уровень математической грамотности школьников разных стран. Уровень российских школьников средний. Россию в этом вопросе обогнал Шанхай, а на последнем месте находятся школьники Перу. Согласно цветовой дифференциации штанов карты школьники России не сильно отстали от школьников США. Все это можно оценить секунд за 20. Более продолжительное разглядывание карты, в чем была замечена автор этих строк, уже вызывает вопросы.
Например, можно ли сравнивать уровень математической грамотности города Санкт-Петербурга и всего Китая? Судя по логике авторов карты можно. Сравнивают же они Шанхай со всей Россией.
Что вообще подразумевается под математической грамотностью школьников? Какими методами этот уровень оценивался?
Под картинкой можно увидеть, что для получения этой карты использовались данные международного тестирования PISA за 2012 год. Попытка выяснить, что это за тестирование, и ознакомиться с его результатами вывела меня на публикации Центра оценки качества образования. На мои вопросы отвечает в своих публикациях
Ковалёва Галина Сергеевна, заведующая отделом оценки качества общего среднего образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. По совместительству эксперт Центра международного сотрудничества по развитию образования.
Оказывается, с 1995 года Россия принимает участие в международных исследованиях образования. С 1995 года проводится исследование, посвященное математическому и естественнонаучному образованию TIMSS, а с 2000 года - исследование PISA, в котором вместе с математической и естественнонаучной грамотностью проверяется также читательская (что бы это ни значило!).
В своей работе 1995 года, посвященной итогам Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS (Third International Mathematics and Science Study),
«Cравнительный анализ качества математического и естественнонаучного образования в России (по материалам международного исследования - TIMSS)» Галина Сергеевна честно пишет:
При анализе представленных результатов необходимо учитывать особенности проведения международного тестирования: непривычную форму проверки для большинства наших учащихся (выполнение более 60 заданий за 90 мин), включение в одну работу заданий по математике и всем естественнонаучным предметам, наличие заданий на внепрограммный материал из-за значительных различиях учебных программ для каждой из стран и др. Например, больше половины заданий по математике проверяло усвоение материала, который изучался 2-3 года назад, и тем самым оценивалась прочность усвоения данного материала. В то же время в большинстве других стран учащиеся все еще изучали данный материал к моменту проведения тестирования. Необходимо отметить, что некоторые основные темы курсов алгебры и геометрии, физики, химии, биологии и географии нашей школы вообще не были затронуты в проверке, так как этот материал не входил в программы других стран. Поэтому наши учащиеся не получили возможности продемонстрировать уровень усвоения значительного по объему материала, который ими был изучен к моменту проведения тестирования. Однако, результаты исследования позволяют получить сравнительные данные о математической и естественнонаучной подготовке учащихся в различных странах на уровне требований международного теста.
К подобным выводам приходят и другие педагоги, которые в разное время выражали свое мнение о международном тестировании в различных специализированных СМИ.
Но, скажете Вы, это преданья старины глубокой, мы ведь говорили об исследовании PISA 2012 года.
И тут нам снова поможет бессменная Галина Сергеевна. В ее презентации:
«Первые результаты международной программы PISA-2012» можно найти сравнение результатов российских школьников с 2003 по 2012 годы:
Делала ли Галина Сергеевна устно какие-то выводы из приведенных графиков или нет мне неизвестно. Но следующим слайдом она приводит мнение ее иностранных коллег, которые на основании таких результатов делают вывод, что Россия в числе других стран (Бразилия, Италия, Макао-Китай (опять специфическая география), Польша, Португалия, Тайланд, Тунис) претерпела «значительное улучшение» в области математической грамотности.
С точки зрения физика, коим мне посчастливилось работать, данные графики показывают флуктуации в пределах среднестатистической ошибки. Да, конечно, средние результаты тестирований немного растут, но пораскинув мозгами, можно предположить следующее.
С 2007 года в России повсеместно был введен так называемый экзамен в виде ЕГЭ. Думаю, что не стоит напоминать, что ЕГЭ проводится в виде тестирования. Можно предположить, что незначительное повышение результата произошло от того, что с 2007 года (а кто-то начал раньше) российские учителя и школьники «набили руку» в тестировании, что в дальнейшем им помогло и на «международной арене».
Но иностранным коллегам, а вместе с ними и уважаемой Галине Сергеевне Ковалевой, очень хочется думать, что результат значительно повысился. Можно предположить, что у Галины Сергеевны возобладало чувство патриотизма, и она за незначительным увидела значительное. Но, у ее иностранных коллег вряд ли можно предположить наличие российского патриотизма. В их случае - это просто непрофессионализм, который навевает на размышления по поводу всего тестирования как такового.
Осталось ответить на вопрос, что же такое математическая грамотность, что под ней подразумевают разработчики тестирования. Так как Галина Сергеевна в этом вопросе ничего сама придумывать не станет, в ее честности мы уже убедились дважды, обратимся снова к ее презентации по PISA 2012.
Итак, математическая грамотность - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Определение большое, не лишенное смысла. Однако заметьте, что в конце, от математики авторы определения переходят к гражданственности: сначала говорят об индивидууме, а заканчивают гражданином. Понятие гражданина - это уже нематематическая область. Хотя, конечно, и гражданину математика «ум в порядок приводит» и негражданину. Это понятие уже входит в область гуманитарных наук, и мы видим в определении математической грамотности некоторое смешение.
Так можно ли всерьез воспринимать карту математической грамотности школьников во всем мире на сайте программы «Учитель для России»? Она очевидным образом весьма сомнительна, как в методах изучения, в его предмете, так и в профессионализме исследователей. А вслед за этим в копилочку вопросов к программе «Учитель для России» кладем еще одну монетку.