"Человек, который смеётся" Виктора Гюго

Apr 04, 2016 16:38




Книги необходимо читать и читать определённые книги желательно вовремя.
Живём в удивительное время: казалось бы, есть все возможности знакомиться с шедеврами мировой литературы, есть время, которое мы можем уделить книгам, есть воля препятствовать внешнему насилию при чтении книг, мы освобождены - частично - от клеймения, то есть наше сознание изначально свободно при восприятии произведения того или иного автора. Так почему же мы подчас выглядим какими-то ничтожествами и омерзительными существами, когда высказываем свои мысли по поводу какого-нибудь события или при совершении какого-либо поступка?.. Ничто не ново под луной. Неужели так трудно осознать мысль, что мы сами являемся героями некой мистерии и не освобождены от обязанности оставаться людьми, независимо от своего положения в данной системе координат?

Романтизм нынче смешон и любой романтик подвергается стигматизации как некто, являющийся фигляром, кривлякой, шутом, идиотом.
Но - на самом деле - романтизм всегда был смешон, в любое историческое время, вспомним "фигляра" князя Льва Мышкина или паяца Гуинплена. Иисус Христос, в конце концов, смешон и над ним смеялись и издевались, пока он не показался действительно опасным, непредсказуемым, бунтовщиком. Смешон в нынешние времена художник Пётр Павленский, дико над ним смеются, хохочут, объявляют сумасшедшим, психом, возят по тюремным заведениям да по психушкам. Ничего не напоминает? Нет? Толпа смеётся над романтиком.

Шедевр Виктора Гюго рассказывает о романтическом герое аристократических кровей, в детстве выкраденном и проданном по приказу английского короля торговцам детьми компрачикосам, которые были мастерами в чудовищном, дьявольском искусстве уродовать младенцев, превращая их навечно в шутов. События происходят в конце семнадцатого века. На побережье Портленда перед снежной бурей комрачикосы, спасаясь бегством (ибо объявлены вне законы), оставляют мальчика. На верную гибель. Однако, мальчик обладает жизненной силой, позволившей ему не только избежать смерти от холода и голода, но он ещё и выдёргивает из костлявых, цепких рук смерти младенца, девочку, становится её покровителем.
Мальчика и девочку приютил бродяга и философ Урсус, занимающийся тем, что лечил людей непонятными снадобьями и устраивал перед ними представления вместе с волком Гомо. Урсус и Гомо были практически одним целым и в романе Гюго личность Урсуса раскрывается через существование рядом с ним прирученного волка. Бродяга и философ всегда немного волк.

"Человек, который смеётся" - мрачный и философский роман, в котором остро поставлена проблема несправедливости и неравенства.
Помню, в неуютном своём детстве был подавлен просмотром французского старого фильма по этому произведению, показанному в течение нескольких дней по центральному телевидению.
Каждой книге - своё время. Тогда, если бы я прочёл книгу, я бы акцентировал своё детское внимание на ужасах, не оценив мрачную красоту и глубину повествования. Я и сейчас считаю главными страницами книги эпизод, где мальчик, оставшись наедине с ледяной ночью, босиком идёт по снегу и камням и натыкается на висельника, которого пытается терзать вороньё.
Я в детстве не оценил бы метафизику "Человека, который смеётся", не понял бы до конца, о чём книга. А эта книга - книга на все времена - о том, о чём я уже написал выше: о том, что человек всегда должен оставаться самим собой, независимо от несправедливостей судьбы, истории, внешних и внутренних катастроф. Несмотря на то, что всё может закончиться очень плохо.
Previous post Next post
Up