Если бы не Нобелевская премия по литературе за 2015 год, - а Светлана Алексиевич сегодня вылетела в Швецию, на церемонию вручения премии, я очень, необходимо это отметить, рад этому событию, - нескоро, признаюсь к своему стыду, прочитал бы какую-нибудь из её книг.
"Цинковых мальчиков" урывками и отрывками читал во время армейской службы, это самая середина 90-х, - но тогда я сам был в смертельной опасности, и... вообщем, было не до чтения...
Читая "Время секонд хэнд" сейчас, я невольно ловил себя на мысли, что эта книга свидетельств о времени есть, собственно, книга о любви и смерти. На Западе у интеллектуалов Алексиевич популярна потому, что своими книгами она режет по "больному", а совсем не из-за "антисоветчины", как упорно декламируют изо всех щелей размножившиеся до бесчисленных крысиных стай "русские патриоты". "Время секонд хэнд" - это полифония множества голосов эпохи девяностых, болезненная исповедь - а исповедь не может быть неболезненной - людей о своей жизни, о своей прожитой или ещё проживаемой жизни... Опять повторяются прежние темы: война и послевоенная жизнь в СССР. Монологи живых людей, некая разноголосица, подобная той, какую слышишь в шуме пролетающих над тобой вешней порой птиц... Свидетели... 5 книг свидетельств: "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва", "Время секонд хэнд"...
У войны не женское лицо... Устойчивое словосочетание, вошедшее в нашу разговорную речь... А ведь существует человек, который потряс общество своей книгой, и название книги ещё в СССР превратилось в идиому... Захар Прилепин пусть дальше завидует, а я поздравляю Светлану Алексиевич с заслуженной Нобелевской премией по литературе.