То, как мы видим прошлое, какие оценки даём давним событиям, очень хорошо характеризует нас сегодняшних. Какие деятели прошлого вызывают у нас симпатию, а какие наоборот - тоже говорит о многом. И то, что Россия традиционно любила своих мучителей, отторгая тех, кто хотел принести стране пользу, облегчить участь её, действительно, многострадального народа, тоскуя по твёрдой и тяжёлой руке - это, в принципе, приговор. Самые популярные деятели русской истории, это, как известно, самые большие палачи и убийцы - Александр Невский, Иван Грозный, Пётр, ну и разумеется - Сталин, те, кто скручивал страну в бараний рог. Никогда народ не жил так плохо, как при них и никакой другой исторический персонаж, пожалуй, не оставил по себе настолько благодарную память. Да, при них страна достигала столь вожделенного народом величия, её, подчас, действительно, боялись, или же были вынуждены с ней считаться, вот только, что было от того людям, всему народу, сверху донизу? Никто, вплоть до самой верхушки властной пирамиды, за исключением САМОГО, не мог чувствовать себя в безопасности. Всё это легко забывается, а звериная жестокость в народных мозгах ассоциируется с тем самым величием. Рабство же, веками почитается, как нормальное состояние, и именно те, кто пытается нарушить вековой этот уклад, почитаются если не злодеями, то предателями, а если ни теми и другими, то слабаками, не заслуживающими уважения.
Лжедмитрий, Пётр 3-й и в особенности Александр 2-й, те, кто пытался покуситься на вековые рабские устои, либо прокляты в памяти народной, либо, в лучшем случае, не вызывают никакого уважения. То же самое - Горбачёв, тот, кто, может даже помимо своей воли, разрушил рабскую империю СССР, являeтся одним из самых презираемых, хуже того, ненавистных политических деятелей. Да и сама тоска охлоса по павшей империи, когда "нас все боялись" весьма показательна. Права Латынина - те, кто проводит реформы, улучшают жизнь населения, не остаются в благодарной памяти, зато всевозможные "вожди", собиратели земель и прочие вурдалаки однозначно записываются в великие.
Прекрасной иллюстрацией этого является случай в детском доме, описанный Эфраимом Севелой. Во время войны он попадает в такое вот заведение, где группу мальчишек терроризирует малолетний ублюдок, эдакий маленький паханчик. Герой Севелы решает покончить с этим и самым тривиальным образом бьёт мерзавцу морду. После чего говорит детям, что у них теперь будет новая жизнь, что никто не будет ни над кем издеваться. Его просто не понимают. Как без пахана? Так не бывает и быть не может. Мальчик моментально теряет всякое уважение, ибо не оправдал ожидания остальных детей - не захотел быть вожаком. Не желая унижать других, он поставил себя "вне закона". Такая вот иллюстрация советской, а ныне российской психологии.
В этом плане очень характерно отношение нынешних российских властей к Февральской революции. Они должны были как-то отреагировать на 100-летний юбилей последней и комментарии кремлёвских "журналистов", озвучивающих позицию САМОГО абсолютно отрицательные. Роль говорящих голов русского телевидения, ведь и сводится именно к такой вот озвучке, а то что говорит Киселёв, или же, претендующий на интеллектуальность Соколов, да и все остальные, лишь трансляция высочайшего мнения. А САМОМУ, надо понимать, очень не нравится единственная в российской истории демократическая революция, гарантировавшая народу столь ненавистные ему "чуждые" права, а стало быть, и не менее чуждые ценности. Зато, весьма одобрительно относится к самодержавию. А ведь самодержавие и рухнуло потому, что император совершил все возможные ошибки, которые только мог совершить. Самая большая из которых - отчаянное сопротивление попыткам заставить его согласиться на формирование правительства, ответственного перед Думой, т.е. ограничение монаршей власти. Зато нынешнему охлосу грузят, что "Для России это был многовековой уклад, при котором мы стали самым крупным государством мира, особой многонациональной цивилизацией, самой мощной Европы, усиленной бескрайними пространствами Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока".
Здесь феерично всё от первого до последнего слова - и про многовековой уклад, про сословное полуфеодальное государство в начале 20-го века. Да, самое крупное по территории государство мира, которое развалилось при первом же крупном толчке. Самое мощное, которое оказалось несостоятельным в военном плане, фактически, потерпевшим поражение во всех войнах конца 19-го, начала 20-го веков, включая ту же 1-ю мировую. Но факты, ведь, как известно, "ничего не значат" и надо ещё раз доказать, что Февральская революция, на короткое время принесшая России демократию, была вредна и не нужна. Как раз в духе нынешних "Запад навязывает чуждые нам ценности".
Да, к сожалению, Соколов прав, когда говорит, что нет и не будет в России улиц Гучкова или Керенского, но это уже, извините, проблема России, а не Гучкова. Страна сама выбирает себе героев и, если там по-прежнему остаются улицы Ленина или, скажем, Свердловская область, если снова открывают памятники Сталину, а "Мемориал" объявляют иностранным агентом, это проблема страны, а не деятелей Февральской революции. На последних и без того лежит тяжкий груз ответственности за то, что они не проявили жёсткость, позволив случиться октябрьскому перевороту.
И очень, опять же, для России характерно, что демократия, как и потом, через десятилетия, в 90-е, не смогла удержаться, что именно народ потребовал твёрдой руки, радостно, в массе своей, отдавшись новой, чудовищной власти, режиму, сравнивому по своей жестокости с восточными деспотиями древности. И не менее значим тот факт, что именно об этом событии Киселёв, транслируя высочайшие мысли, говорит: "Великая русская революция стала продолжением общемирового поиска лучшего, более справедливого жизненного уклада... революция 1917 года стала одновременно и продолжением интеллектуального поиска, и самой масштабной в истории человечества практической попыткой реализовать мечту на всем земном шаре... Смешалось многое, но энергию революционеры раскочегарили колоссальную".
Ага, и великая национал-социалистическая революция в Германии тоже была частью общемирового поиска лучшего, и Мао с его Культурной революцией, а уж как взыскивали лучшего Красные кхмеры! Почему-то именно попытки реализации мечты всегда приводили к катастрофическим последствиям, а вообще-то, снова вспоминается та самая дорога, выстланная благими намерениями. И да, конечно, с тем, что "энергию революционеры раскочегарили колоссальную", поспорить трудно. Революционеры - они такие. Гитлер, повторю, тоже считал себя революционером, а уж раскочегарил он, на пару с другим пламенным революционером, Сталиным, так, что, и правда, мама не горюй. Так, что в этой топке сгорело 50 миллионов, из которых 27 подбросил туда лично товарищ Сталин. И это, не говоря о собственном населении, уничтоженном в "мирное время". Да, трудные они, эти поиски лучшего, которое, как известно, враг хорошего.
Они собираются широко праздновать 100-летие именно Октябрьского переворота. Это именно их, последышей той, издохшей власти, праздник. Они, нынешние паханы - плоть от плоти именно того режима. Февраль же, снова повторю, нёс себе всё, что глубоко чуждо, как им самим, так и подведомственному населению. Это и впрямь уникальный народ - праздновать юбилей величайшей своей трагедии. Настолько уникальный, что, глядя на всё это, понимаешь, что у цивилизованного мира есть только один возможный путь. Карфаген должен быть разрушен. Carthago Delenda Est.