Педстриптиз.

Feb 08, 2017 01:23

Стенография)

Все, что написано ниже, было проговорено (и на самом деле впервые озвучено как система) в этот раз на семинаре по Семейному образованию.
Это не спорадическая речь и не подготовленное выступление, это, собственно говоря, моя педагогическая концепция, выработанная (и вырабатываемая) годами. Молодая была немолода, в общем-то. Несмотря на свои шестнадцать, я достаточно долго работаю учителем. И последние пять лет имею наконец возможность сама строить процесс обучения и экспериментировать.
Начала я говорить об оценках. А ушла в дебри.

К нам приходят дети в три года. В этом возрасте у них одна задача - научиться слушать и слышать. Научиться делать то, что просят. Понять, что вот тут, на уроке, мы учимся. И даже успеть заметить свой результат - не умел, а научился. У них нет оценок ни в какой форме. Как нет и домашних заданий, впрочем.

У четырехлеток появляется домашка. Это "прописи" - всякого рода обводилки-рисовалки, которые мы начинаем на уроке, делаем минуты 2-4 и забираем домой. Доделывать. Это первые "пятерки". Это обычная наклейка-смайлик. Я ушла от идеи нормальных наклеек типа лошадок или собачек. Выбирать сложно детям, да еще и обижаться начинают - почему мне не хватило серой лошадки, я такую хотел! Смайлы же более или менее однотипны и на одном листе много повторов.
Да и потом - это не Подарок. Это "отметка", знак того, что ты работал дома, и я тебя заметила. Посмотрела твою работу, прокомментировала, показала на самую красивую загогулину, пообщалась, похвалила, восхитилась, расстроилась..
Те, кто дома ничего не делал, этого общения и этой отметки лишены. Их никто не ругает и не осуждает. Ну нет и нет, учитель проходит мимо. И в эту минуту они сразу начинают обещать, что вот в следующий раз... Потому что тоже хочется внимания. И - со временем - не остается никого, кто бы саботировал домашку на постоянной основе.

За работу на уроке никаких отметок нет. На уроке надо работать, а как иначе? Не работаешь, не слушаешь, не стараешься - пропустишь что-нибудь интересное, чему-то не научишься, что ли зря пришел? Мы же научиться пришли. Та же самая фраза работает с теми, у кого не получается. Работа на уроке, в смысле. Карандаши летят, слезы брызжат, дите под стол выть уползает - у всех по разному. И снова - мы пришли научиться. Если б все умели, пошли бы сразу работать. А тут мы учимся. И это нормально, что не получается, вы ж не роботы, чтобы все уметь.
Ставить отметку-оценку за работу на уроке - значит, нивелировать саму работу. Ну какая "пятерка" сравнится с "у меня получилось!". На занятиях живописью, например, лучшей оценкой будет моя нарисованная картина. Я могу ей любоваться, и она может мне не нравиться. И свой результат я вижу и без всяких отметок. Да и потом - что ставить? всем пятерки ради пятерок? Смысл? Дифференцировать по результату? Тогда тем, кто старался и не получилось будет очень обидно. Особенно если рядом сидит тот, кому было легко и он особо не старался - а у него все равно получилось лучше. По старанию? Это вообще неизмеримая величина
Поэтому мы просто берем за правило - еще в четыре года - что на уроке мы работаем и стараемся. И все на этом. Лучшей наградой становится результат. Сделал не так? Вот ластик. Не получается? Давай помогу.

В шесть лет начинается Прешкола. И там уже уходят в прошлое наклейки на листочек с заданием. Все "пятерки" мы собираем на один лист. Наградной, так сказать. Это белый листочек с белыми звездами. Выполнил домашнее задание - одну звездочку я раскрасила. Это утомительно, скажу я вам. Особенно если заданий было 5-6, а детей в группе - 10. Но они так наслаждаются процессом "ИГ раскрашивает мне звездочку", так ревностно следят, чтоб уголки прокрашивала.. И снова - у каждого свой уровень и свое количество звезд. И у кого-то их пять на листе, а у кого-то пять за урок. Возможности зарабатывания звезд у всех равные. Более того, листочки с несделанными заданиями остаются у них, в любое время можно достать и сделать и догнать. Можно вытрясти с меня дополнительные задания. Я ведусь). А они устраивают драки за дополнительные листочки, если их меньше, чем детей. И никто не сравнивает результаты. Но все видят, у кого сколько звезд и делают свои выводы - устраивает их этот уровень или не очень.
На уроках идет напряженная работа. Задания, которые они делают сами, я просматриваю и киваю - да, хорошо/вот тут не так, стирай. Задания, которые они делают на память-внимание и прочее - я не проверяю. То есть я, например, рисую картинку на доске, прячу, они рисуют по памяти, я открываю, они проверяют. Расстраиваются или радуются. Стирают или переделывают. Это их дело, это их результат, они сами его контролируют. Пойду я проверять - начнут хитрить, прятать, жульничать.. А это ж не наша цель. Наша цель научиться хорошо запоминать. И отвечаешь за свое "научился" только ты сам. От того, что ты схитришь или скажешь вслух " у меня все правильно", память свою ты не улучшишь. А результат свой ты все равно будешь видеть сам. Самоконтроль. Самомотивация.

Продолжение следует.

наш Центр, воспитание, семейное образование, наблюдения, раннее развитие, просто жизнь, задумалась, это я, работа

Previous post Next post
Up