Feb 08, 2017 01:23
Стенография)
Все, что написано ниже, было проговорено (и на самом деле впервые озвучено как система) в этот раз на семинаре по Семейному образованию.
Это не спорадическая речь и не подготовленное выступление, это, собственно говоря, моя педагогическая концепция, выработанная (и вырабатываемая) годами. Молодая была немолода, в общем-то. Несмотря на свои шестнадцать, я достаточно долго работаю учителем. И последние пять лет имею наконец возможность сама строить процесс обучения и экспериментировать.
Начала я говорить об оценках. А ушла в дебри.
К нам приходят дети в три года. В этом возрасте у них одна задача - научиться слушать и слышать. Научиться делать то, что просят. Понять, что вот тут, на уроке, мы учимся. И даже успеть заметить свой результат - не умел, а научился. У них нет оценок ни в какой форме. Как нет и домашних заданий, впрочем.
У четырехлеток появляется домашка. Это "прописи" - всякого рода обводилки-рисовалки, которые мы начинаем на уроке, делаем минуты 2-4 и забираем домой. Доделывать. Это первые "пятерки". Это обычная наклейка-смайлик. Я ушла от идеи нормальных наклеек типа лошадок или собачек. Выбирать сложно детям, да еще и обижаться начинают - почему мне не хватило серой лошадки, я такую хотел! Смайлы же более или менее однотипны и на одном листе много повторов.
Да и потом - это не Подарок. Это "отметка", знак того, что ты работал дома, и я тебя заметила. Посмотрела твою работу, прокомментировала, показала на самую красивую загогулину, пообщалась, похвалила, восхитилась, расстроилась..
Те, кто дома ничего не делал, этого общения и этой отметки лишены. Их никто не ругает и не осуждает. Ну нет и нет, учитель проходит мимо. И в эту минуту они сразу начинают обещать, что вот в следующий раз... Потому что тоже хочется внимания. И - со временем - не остается никого, кто бы саботировал домашку на постоянной основе.
За работу на уроке никаких отметок нет. На уроке надо работать, а как иначе? Не работаешь, не слушаешь, не стараешься - пропустишь что-нибудь интересное, чему-то не научишься, что ли зря пришел? Мы же научиться пришли. Та же самая фраза работает с теми, у кого не получается. Работа на уроке, в смысле. Карандаши летят, слезы брызжат, дите под стол выть уползает - у всех по разному. И снова - мы пришли научиться. Если б все умели, пошли бы сразу работать. А тут мы учимся. И это нормально, что не получается, вы ж не роботы, чтобы все уметь.
Ставить отметку-оценку за работу на уроке - значит, нивелировать саму работу. Ну какая "пятерка" сравнится с "у меня получилось!". На занятиях живописью, например, лучшей оценкой будет моя нарисованная картина. Я могу ей любоваться, и она может мне не нравиться. И свой результат я вижу и без всяких отметок. Да и потом - что ставить? всем пятерки ради пятерок? Смысл? Дифференцировать по результату? Тогда тем, кто старался и не получилось будет очень обидно. Особенно если рядом сидит тот, кому было легко и он особо не старался - а у него все равно получилось лучше. По старанию? Это вообще неизмеримая величина
Поэтому мы просто берем за правило - еще в четыре года - что на уроке мы работаем и стараемся. И все на этом. Лучшей наградой становится результат. Сделал не так? Вот ластик. Не получается? Давай помогу.
В шесть лет начинается Прешкола. И там уже уходят в прошлое наклейки на листочек с заданием. Все "пятерки" мы собираем на один лист. Наградной, так сказать. Это белый листочек с белыми звездами. Выполнил домашнее задание - одну звездочку я раскрасила. Это утомительно, скажу я вам. Особенно если заданий было 5-6, а детей в группе - 10. Но они так наслаждаются процессом "ИГ раскрашивает мне звездочку", так ревностно следят, чтоб уголки прокрашивала.. И снова - у каждого свой уровень и свое количество звезд. И у кого-то их пять на листе, а у кого-то пять за урок. Возможности зарабатывания звезд у всех равные. Более того, листочки с несделанными заданиями остаются у них, в любое время можно достать и сделать и догнать. Можно вытрясти с меня дополнительные задания. Я ведусь). А они устраивают драки за дополнительные листочки, если их меньше, чем детей. И никто не сравнивает результаты. Но все видят, у кого сколько звезд и делают свои выводы - устраивает их этот уровень или не очень.
На уроках идет напряженная работа. Задания, которые они делают сами, я просматриваю и киваю - да, хорошо/вот тут не так, стирай. Задания, которые они делают на память-внимание и прочее - я не проверяю. То есть я, например, рисую картинку на доске, прячу, они рисуют по памяти, я открываю, они проверяют. Расстраиваются или радуются. Стирают или переделывают. Это их дело, это их результат, они сами его контролируют. Пойду я проверять - начнут хитрить, прятать, жульничать.. А это ж не наша цель. Наша цель научиться хорошо запоминать. И отвечаешь за свое "научился" только ты сам. От того, что ты схитришь или скажешь вслух " у меня все правильно", память свою ты не улучшишь. А результат свой ты все равно будешь видеть сам. Самоконтроль. Самомотивация.
Продолжение следует.
наш Центр,
воспитание,
семейное образование,
наблюдения,
раннее развитие,
просто жизнь,
задумалась,
это я,
работа