Аристофан "Облака".
Аристофан очень интересно высмеивает Сократа и его учеников в своем произведении. Старик земледелец Стрепсиад желает научиться «кривде» - искусству красноречия, которое поможет ему не выплачивать долги. Но когда его сын Фидиппид, увлеченный больше конями, чем науками, отказывается идти к Сократу учиться, Стрепсиад вынужден сам пойти к мудрецу. Период мученического обучения старика описан крайне забавно. Произведение названо «облака», потому что Сократ и его ученики поклонялись Облакам как божествам и к этому же призывали всех остальных. Здесь Стрепсиад уверился, что Зевса и богов Олимпа нет, а есть только Облака и некий Вихрь, который якобы давно сместил Зевса и правит вместо него. Так же Сократ пытался обучить Стрепсиада самым разным нелепостям, как их представил Аристофан, вследствие чего старик на протяжении большей части комедии нес совершенную невозможную чушь. ( У Аристофана был определенный зуб на беднягу Сократа, это явно.)
Но учение Стрепсиаду не дается, ибо он непроходимо глуп, поэтому удается уговорить Фидиппида пойти к Сократу в ученики.
Оттуда юноша выходит иссхошим и бледным, т.е. набравшимся мудрости. Его отец безмерно счастлив, что теперь у него есть тот, кто поможет выпутаться из долгов путем «кривой речи», той, что помогает обманывать. ( В комедии есть еще весьма интересный диалог-спор между Правдой и Кривдой, каждая из которых пытается привлечь на свою сторону юного Фидиппида. )
Но в итоге все оборачивается против самого старика, потому что Фидиппид теперь может не только защитить его на суде, но и все свои дурные поступки совершать под благовидным предлогом ( например, он уверяет, что имеет право бить отца и мать, и.т.д.)
Таким образом, Облака наказывают Стрепсиада за желание обмануть честных людей, а сам земледелец в отместку поджигает дом Сократа и его учеников.
Действительно довольно смешно и метко, но все равно обидно за несчастного Сократа. ) Особенно вопиющи моменты вроде:
Ученик
А вот недавно истина великая
Погибла из-за ящерицы.
Стрепсиад
Как же так?
Ученик
В полночный час, исследуя движение
И бег луны, стоял он, рот разинувши.
Тут с крыши в рот ему наклала ящерка.
И прочее в подобном духе.
Но познавательно, так или иначе.
Еврипид, "Троянки".
Явление первое.
Посейдон с сожалением и некоторой горечью рассказывает о падении Трои, роли богов в исходе войны и бесчинствах, устроенных греками в городе после победы.
Явление второе.
Появляется Афина Паллада и, забыв о вражде, обращается к Посейдону с просьбой уничтожить ахейские корабли на пути в Грецию, просит сделать их возвращение бедственным, потому что Аякс обесчестил Кассандру в храме Афины, и никто из эллинов и слова не сказал. За это она желает наказать тех, кому недавно покровительствовала, и Посейдон, признав справедливость ее негодования, соглашается помочь.
Явление третье.
Стенания Гекубы, жены царя Приама, перед шатром Агамемнона. Она плачет о падшей Трое и своей горькой участи.
Явление четвертое.
Из шатра выходят троянки. Гекуба, плача, объясняет им, что теперь каждую пленную отдадут в дар кому-то из греков. Женщины приходят в ужас, не зная, какая именно участь их ждет. В этот момент появляется греческий посол Талфибий, чтобы объявить каждой женщине, кому она отныне предназначена.
Явление пятое.
Талфибий объявляет, что троянок разделят. Гекуба спрашивает о Кассандре, Поликсене, Андромахе ( Агамемнон, Ахилл, сын Ахилла), затем о себе. Выясняется, что она по жребию досталась в рабыни Одиссею. Для бывшей царицы Трои это страшный удар. Внезапно раздается шум, Талфибию кажется, что где-то начался пожар, но Гекуба замечает, что никакой это не пожар, а ее дочь Кассандра, охваченная безумием, приближается к ним.
Явление шестое.
Входит Кассандра с горящим факелом. В приступе безумия она велит матери не скорбеть о Трое и умерших, не скорбеть о Гекторе, чье имя останется в истории, обещает уничтожить дом Агамемнона, предсказывает гибель полководца от рук Клисемнестры. Так же упоминает, что мать не попадет в рабство к Одиссею, ибо суждена ей смерть на земле троянской, а Одиссея ждут долгие десять лет странствий до тех пор, как он окажется на родине. Кассандру с трудом успокаивают и уводят.
Явление седьмое.
Гекуба остается одна и снова скорбит о своей нечастной доле.
Явление восьмое.
На колеснице появляются Андромаха с Анстианактом. Андромаха с Гекубой разговаривают о бедах, настигших их. Андромаха вспоминает Гектора, плачет о том, что теперь ей суждено быть женой другого. Гекуба старается утешать ее и советует быть ласковой с новым хозяином, стараться понравиться ему и по возможности вырастить внука, ибо правнуки ее могут и восстановить когда-нибудь Илион.
Но сбыться этим надеждам не суждено.
Явление девятое.
Возвращается Талфибий со страшной новостью для Андромахи - данайцы решили, что ее сына следует убить, сбросив с троянских стен. На этом настоял Одиссей. С ужасе от этой вести, Андромаха тем не менее вынуждена попрощаться с сыном и отдать его Талфибию. Гекуба вне себя от горя.
Явление девятое.
Входит Менелай. Он рассказывает, что ахейцы отдали ему Елену и теперь от в праве делать с ней, что захочет - убить или оставить живой. Он решает забрать ее с собой в Аргос и позволить людям, потерявшим на войне близких, насладиться ее убийством. Гекуба предостерегает его от повторного увлечения женой, напоминает о губительности ее чар, и, движимая жаждой мести, полностью поддерживает желание Менелая убить Елену.
Явление десятое.
Слуги вытаскивают из шатра Елену. Она умоляет мужа позволить ей оправдаться, и когда он разрешает, рассказывает о споре между Герой, Афиной и Кипридой, закончившимся победой Афродиты, которая пообещала в жены Парису самую красивую женщину, а после совратила сердце Елены, заставив ее бежать с чужестранцем. Она много раз пыталась убежать, но ее держали в Трое силой.
«Я уступила силе, и за мой
Единственный венец, за горечь рабства?
Иль точно ты задумал быть сильней
Самих богов? Какое ослепленье!..»
Но Гекуба вмешивается в разговор и опровергает доводы женщины. Она утверждает, что богини не позволили бы себе такого сумасбродства, как борьба за звание самой прекрасной. А Елена никогда не пыталась покончить с собой, как следует «жене благорожденной в тоске по прежнем муже», а Гекуба много раз предлагала помочь ей сбежать, только бы остановить войну между греками и Троей, но безуспешно.
О Менелай, последние тебе
Мои слова: царь, увенчай Элладу,
Казни свою жену, и пусть закон
Отныне жен неверных убивает.
Гекуба так же уговаривает Менелая плыть в Аргос на разных кораблях с Еленой, дабы не прельститься в пути ее красотой.
Так или иначе, в словах Менелая слышится тоска и некая горечь, но он соглашается.
Гекуба
Не груз велик. Неизлечим любовник.
Менелай
Коль он любим. А если нет?.. Тогда?..
Но все же пусть по-твоему. Мы розно
Поедем с ней. В твоих словах есть правда.
Елену уводят, Менелай уходит.
Явление одиннадцатое.
Входит Талфибий, приносит мертвое тело Астианакта, велит Гекубе скорее захоронить тело, потому что Андромахе муж не позволил, а им всем уже скоро нужно отплывать.
Явление двенадцатое.
Припав к телу внука, Гекуба стеняет об очередном своем горе, проклинает Елену и бедствия, обрушившиеся по ее воле на Трою. Прикрывает, чем осталось, тело Астианакта. Труп уносят. Гекуба замечает какое-то движение и людей с факелами.
Явление тринадцатое.
Талфибий с солдатами поджигают Трою. Гекуба хочет броситься в огонь и сгореть заживо, вместо того, чтобы стать рабой Одиссея, но ей мешают сделать это.
Явление четырнадцатое.
Хор и Гекуба в последний раз плачут по падшему Илиону. Горе царицы безгранично.
Несчастный город. Прости, торопят.
Туда, к ахейским ладьям иду я.