По итогам дискуссий в ЖЖ
yakov_a_jerkov я решил создать новый тэг: "политический FAQ" и в серии постов под этим тэгом изложить свои взгляды на наиболее обсуждаемые социально-политические проблемы. Данный пост - первый в указанной серии.
Итак, я считаю, что человечество, естественным образом, разделено на популяции. В принципе, вместо термина "популяция" можно было бы использовать "нация", но нация - это нечто более сложное, как мне кажется. В ряде случаев, мы имеем дело именно с популяцией.
У каждой популяции имеется за плечами свой эволюционный путь, своя история. В результате, у каждой популяции выработалось то, что часто называют менталитетом. Слово это, насколько мне известно, очень нелюбимо антропологами, но ничего другого мне в голову не приходит. Но, как бы то ни было, менталитет - это усредненный профиль типичного члена популяции. То есть, совокупность привычек, особенностей поведения и психики, взглядов на окружающий мир, уровень интеллектуального развития и т. д...
Одна из серьезнейших проблем современного мира - несовпадение менталитетов различных человеческих популяций. То есть, в нашем глобализированном мире имеет место массовая миграция. При этом, менталитет мигрантов может быть таков, что аборигенам они будут казаться, в лучшем случае, очень странными, а в худшем - просто социопатами.
Скажем, я читал, что туземцы Австралии не считали изнасилование чем-то из ряда вон выходящим. И когда такого насильника волокли в кутузку, он искренне изумлялся: А чо я такого сделал?
Также интересен вопрос: является ли менталитет заданным генетически или же это некая культурная традиция, которую данная популяция привыкла соблюдать. Ну, тут сложно что-либо категорически утверждать, особенно, неспециалисту... Но я бы сказал, что имеет место и то, и другое. Тем не менее, человек - существо очень гибкое и приспосабливающееся, способное кардинально поменять свои взгляды на жизнь. Впрочем, об этом чуть ниже.
Далее, именно менталитет той или иной популяции необходимо учитывать при формировании миграционной политики. То есть, чем хуже иммигранты, принадлежащие к данной популяции, ассимилируются в стране прибытия, тем жестче должна быть квота для них, и тем больше внимания надо уделять тем из них, кого, все же, в эту страну впустили.
Ну, и в завершение, некоторые вопросы, весьма волнующие моих "левых" оппонентов.
1. При чем здесь раса или этнос?
Ни причем. Нет никакой связи между внешними расово-этническими признаками и исторически приобретенным менталитетом. Среди обладателей как "хороших", так и "плохих", с точки зрения цивилизованного человека, менталитетов встречаются популяции, представляющие самые разные расы и этнические группы.
2. Возможно ли изменить менталитет популяции или некой группы представителей этой популяции, например, диаспоры?
Да, возможно. Но это потребует времени и усилий. То есть, необходимо следить за тем, чтобы диаспора не была слишком большой. Нельзя допускать, чтобы она замыкалась в себе. Нужно очень жестко пресекать соблюдение тех из завезенных иммигрантами обычаев, которые идут в разрез с морально-этическими нормами страны пребывания. Нужно защищать наиболее ассимилированных представителей диаспоры от их излишне консервативных соплеменников. И так далее...
Если же просто впустить в страну огромное количество мигрантов и предоставить их самим себе, то на какое-либо изменение менталитета надеяться не стоит.
3. Можно ли, зная менталитет популяции, давать оценку личности отдельного ее представителя?
"Можно, если осторожно". Менталитет популяции является статистической оценкой. Его уместно использовать в таких областях, как миграционная политика или международные отношения... Но в применении к отдельному человеку статистика работает не слишком точно. Поэтому, о личности конкретного человека лучше судить на основании общения именно с этим человеком и анализе именно его слов и поступков.