Книгой жизни я бы не назвала, но она меня затронула по «самое-не-хочу». По неведомым причинам в начале года я захотела читать «Тихий Дон». И с первых страниц со мной произошло неожиданное: я влюбилась сразу в двух героев - Григория Мелехова и Аксинью Астахову. И далее я глотала два тома-кирпича военных раскладов, выслеживая подробности драматичной любовной истории, которая меня так глубоко цепанула.
Их начало. Гришка ещё молодой, холостой, видный, немногословный парень. Аксиния - соседка, редкая красотка, чувственная гордячка. Она уже несёт свою драму. В юности была изнасилована отцом, потом выдана замуж. Муж Степан, узнав, что жена не девственна, начал её бить и гнобить. Их первый и единственный ребёнок умер младенцем. Зато у неё шикарные бёдра, пышная грудь и просто кричащая женственность, которую она гордо носит и ею заражает читательниц XXI века.
Аксинья из первой немой экранизации романа
Гришка вьётся вокруг Аксиньи. («Он секунду смотрит, чувствуя, как сохнет во рту и в чугунном звоне пухнет голова»). И хотя она сопротивляется, её горячая сущность рядом с нелюбимым мужем истомилась по страсти и любви. («Тепло и приятно ей было, когда чёрные Гришкины глаза ласкали её тяжело и исступленно»). Их чувства открываются друг другу, когда им приходится сражаться в ночи с холодными водами Дона. Это было очень откровенно. И вскоре они ныряют в запретные отношения и всё вокруг забывают («Гулко и дробно сдвоило у Григория сердце; приседая, шагнул вперед, откинув полу зипуна, прижал к себе послушную, полыхающую жаром. Рывком кинул её Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу»). Весь хутор знает про них, видит их осунувшимися в испепеляющей страсти, но им всё равно. Откуда молодому Шолохову, не самому чувственному на вид парню, удавались такие чувственные строки, я не знаю. Но я их перечитывала по несколько раз.
"Тихий Дон" режиссёра Герасимова, который я сейчас смотрю.
С военных сборов возвращается муж Аксиньи, всё прознаёт, начинает её жёстко бить. Отец Григория срочно ищет тому невесту. Выбор падает на дочь зажиточного казака, Наталью, красивую, но холодную, «как тот месяц», описывает Гришка. Он рвёт с Аксиньей, женится, но сразу признаётся, что не любит, равнодушен. Я Наталью, конечно, мягко говоря не жалую. Раз встретив Аксинью на зимней дороге, Гришка там же её и того, она только рада. (Он воровски повёл низко опущенными зрачками опьяневших глаз и рывком притянул к себе Аксинью). Я довольна, как кот.
Супружеский долг Григорий почти не исполняет, молодая жена грозится уйти. Но уходит Григорий, прихватив с собой Аксинью. Я торжествую. Они селятся в богатом имении прислугой, начинается их короткий рай. Наталья режет себе косой шею (это единственное, что я запомнила во время школьной программы), но остаётся жить у Мелеховых, теперь скособоченная. Аксинья поносит дочку Танюшку, Гришка не сразу, но признаёт её своей. Но вскоре уходит на первую мировую войну. Аксинья бежит за конём с малышкой на руках в рыданьях. Наталья раз приходит к Аксинье молить о возврате мужа. Аксинья с ней слишком жестка, тут я с ней не согласна, перегибает. Вскоре Танюшка умирает. Возможно, такой откат. Шолохов подробно описывает развитие её болезни и отчаяние Аксиньи. Этим пользуется сын хозяина и её, в прострации от горя, насильно совращает. Я взбешена! Начинаю подозревать, что Шолохов мстит какой-то красавице, которая его не любила, и он отрывается через образ Аксиньи, прямо бьёт её раз за разом. Григорий после долгих мытарств по Европам и московского госпиталя возвращается в имение. Прознаёт об измене, увозит и избивает плетью Листницкого, лупит разок плетью по лицу Аксинью и возвращается к жене. Я в отчаянии. Конец первой книги.
Дальше сплошные война, революция, перевороты. Это Шолохов описывает не так филигранно, как Толстой, которого я как раз перед «Доном» прочитала. Мне нудно. Впрочем, по чувственным описаниям Шолохов однозначно впереди. Наталья рожает от Григория двойню, он сам болтается по военным действиям, тоскуя время от времени именно по Аксиньи. Та живёт в имении, на повышении до горничной. Листницкий, возвращаясь с военных действий, живёт с ней. Бесит любое его упоминание, особенно очки. Ну какие очки рядом с Аксиньей? Её сущность, её покачивающиеся бёдра, гордая душа и мощное либидо - мне всё нравится в неком личном плане. Не вспомню, какая героиня меня так затрагивала, Анжелика разве что в юности. Как-то в нужный момент она ко мне приходит.
Гриши и Аксиньи дальше очень мало, я томлюсь о них между революционных страниц, попутно разбираясь в теме, в которой никогда не тянуло копаться. В хутор возвращается муж Аксиньи, зовёт её назад. Листницкий тем временем находит себе жену и предлагает Аксинье покинуть поместье. Она собирает волю в кулак и возвращается к Степану.
В хуторе и окрестностях начинается полная заварушка: белые, большевики, повстанцы. Брата Мелехова убивают бывшие свои. Григорий то туда, то сюда, показывая пример, как людей тогда болтало. В итоге он за казаков, возглавляет повстанческий полк, пытается быть более-менее справедливым. Эмоциональная усталость заставляет пить водку и активно ходить по девкам. Это я ему прощаю. И дальше всё сражаться и сражаться.
Во время краткого отпуска ссорится с женой, которая упрекает его в изменах. Встречает Аксинью у реки, неожиданно ей признаётся, что любит и часто вспоминает. У Аксиньи «и удивление, и ласка, и горечь». А у меня улыбается сердце, дождалась таки их встречи. Дома Аксинья наревелась, а ночью подкупает кольцом Дарью, жену убитого Петра, и та вызывает к ней Григория. («Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок»). Они уходят в тёмную степь.
Памятник Григорию и Аксинье в Вёшенской.
Вскоре он запиской вызывает её к себе в часть. «Двое суток прожили они как во сне, перепутав дни и ночи, забыв об окружающем», из дома не выходят. Но вскоре едет навестить родных и больную тифом Наталью. Аксинья на него надувается. «Снова мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около неё». В следующий раз он встречает её в доме тётки, но там же и муж Степан. Они молча вместе выпивают, всё друг о друге понимая. Терзания этой войны уже не позволяли терзаться лишними эмоциями.
Дарья, вдова брата - баба гулящая, нагуляла себе сифилиса. Признаётся в этом Наталье, решает погрузить и её в страдания и рассказывает про Григория с Аксиньей. Наталья идёт прямо к сопернице, и та вновь ей заявляет, что мол Григорий мой! А Наталья беременная. При свекрови начинает проклинать Григория, аж буря налетела. Немного успокоилась и заявляет, что не хочет сохранять ребёнка. Уходит к повитухе, возвращается с обильной потерей крови и на следующий день умирает. Даже я замерла в сочувствии. Гриша не успевает на похороны, винит себя и косвенно Аксинью. Та понимающе его не трогает. Он продолжает воевать. Дарья топится в Дону. Аксинья привечает его сына Мишутку конфетками и сказками, но бабка запрещает внуку к ней ходить.
Парные статуэтки по мотивам романа "Тихий Дон" Григорий и Аксинья. Кисловодский фарфор
Григорий возвращается больной тифом, приходит в себя через месяц, смотрит на мир новыми глазами и, уезжая в часть, зовёт Аксинью с собой в отступление. Та за ним, как собачка. А мне так на сердце хорошо, когда они вместе. Но её тоже настигает тиф, и Грише приходится её оставить в чужой деревне, так как в дороге она бы померла. Скриплю зубами от несправедливости. Не даёт им Шолохов ни в какую возможности быть рядом.
После выздоровления Аксинья возвращается в хутор, сближается с матерью Мелехова в общей о нём тревоге. Григорий болтается где-то в районе Крыма, уже прилепился к красноармейцам. У них на хозяйстве поселяется Кошевой, его бывший друг, нынешний враг и теперешний муж его сестры. Мать Григория очень трепетно умирает. Аксинья забирает на ночь детей к себе. Они спят у неё на плече, а она испытывает странные чувства - дети её возлюбленного. Что за странная штука жизнь. Видала и я когда-то очень странные сложения.
Григорий и Аксинья в лодке - памятник на Дону в центре Ростова.
Григорий возвращается домой, Кошевой не даёт ему покоя. Переселяется с детьми жить к Аксинье, но нет, нет им покоя. Готовится его арест, и он вынужден бежать. Дети остаются у возлюбленной. Он примыкает к банде повстанцев, уже какой-то бред и сюр у них творится. Становится совсем вне закона. Покидает банду, пробирается в хутор, зовёт Аксинью валить далеко, та за ним. «Везде пойду за тобой, хоть на смерть». Но напоролись на заставу, и пуля шальная Аксинью смертельно ранит. Она не приходит в себя, умирает на руках у Гриши. Я ненавижу Шолохова. Вот гад ей-богу. Это слишком жестоко так девку трепать. Создал её со сквозной трагичной историей и смаковал до самого конца её невзгоды.
Ещё в последних абзацах сообщает, что дочка Григория померла, и остался у него только сынишка на всём белом свете. И я уже в какой-то холодной тоске за любимого персонажа закрываю второй том. Пригрела б.
На автора у меня зуб, потому что перестарался с драмой, вот чую, что нечто своё психологическое через книгу решал. Но пока пишу, понимаю, что книгу полюбила. Вычленю все чувственные моменты и буду смаковать. Люблю я настоящую страсть :) Но и прочих настоящих чувств в ней очень много. Шолохову удалось развернуть эпопею жизни. Попробую его принять.
Мои любимые Аксинья и Григорий
Как вам вся эта история? Эти персонажи?