Какое оно "Северное танго" показывает Сургутский театр на сцене театра Маяковского

Apr 24, 2019 18:53

В театре Маяковского нас усаживают в ложе дирекции, я впервые сижу на таких шикарных местах. Однако, смотреть будем не основной репертуар одного из самых старых драматических театров Москвы, а пластический спектакль «Tango del Norte» от гастролирующего Сургутского театра. Неожиданно, да, любопытно.




Каким может быть танго в Западной Сибири? В спектакле без драматического сюжета поиск ответа на этот вопрос. Автор идеи, режиссёр, сценограф и худрук театра - Владимир Матийченко. Балетмейстер - Екатерина Дубровская.
Не смотря на то, что название спектакля привлекло поклонников танго, они будут разочарованы отсутствием танго как такового. Зритель смотрит прежде всего на пластические зарисовки на тему танго. Яркий антураж танго будет лишь в самом конце, а основной массив действа вершат парни-медведи в мешковатых свитерах или растянутых майках и резковатые девицы в ретро-купальниках и шерстяных чулках, всё тусклых цветов. Об этой тусклости жители-герои безликого провинциального места и ведут безмолвный сказ: на показ тоска, апатия, отрешённость, презрение, надрыв. Герои без стеснения показывают бытовуху и надрывные отношения внутри неё. Они стирают, шьют, курят, побухивают, ссорятся, толкаются, не находят себе место, как будто постоянно мешают друг другу, прозябают в меланхолии. Микросюжеты возникали и тут же рассыпались. Шесть пар изображают приглушенные интимные сцены, они пытаются наладить отношения, но им не хватает огня. Даже щёлканье резинкой на чулках не рождает страсть красивую, а лишь колеблет низменную медвежью, пока они способны лишь на это. Иногда они пытаются медленно танцевать, но им опять мешают, они срываются, не могут отдаться чувствам.




Программка помогает выявить некоторые акценты. Помимо шести пар есть отдельно стоящий (чаще сидящий) мужской персонаж (Иван Любавин), страдающий глубже всех. У него не ладится ни с игрой на гитаре, ни с женским персонажем, который представлен в трёх ипостасях. Она-Прошлое (Татьяна Балабанова) в тёмно-синем платье угрюмая и ожесточённая, водит по животу рукой, как смычком по скрипке издавая мерзкий скрежущий звук - не отпускает её боль былого. Она-Настоящее (Александра Кехтер) в оранжевом платье места себе не находит, мечется туда-сюда, рвётся петь у микрофона. Постоянно цепляется к Будущему (Ирине Громцевой) в белом платье, с длинной розой сидящей и трогательно напевающей в уголке.

Актёры театра очевидно не танцоры, они без стеснения лишь делают вид, что рождают пластику на сцене, они не пытаются выпендриваться перед Москвой, а наоборот, откровенны в показной убогости. А честность это уже достоинство. Москва к такому не особо готова, москвичам и тем, кто хочет себя к ним причислять, сложно настроиться на концептуальную провинциальную волну. Многие недоумевали, уходили, особенно пенсионеры с уже закостенелым взглядом. Было много пауз, зависаний, многие такого откровенно боятся. А мне было интересно настроиться на эту волну, воспринимала это как вызов. Я знаю, что никогда не попадаю мимо, тем более сидя в прекрасной ложе. Просто надо проглотить первые отталкивающие чувства, расслабиться и наблюдать, как зарождается неловкий северный танец жизни. Тем более у нас с подружкой хорошо всё с юмором, и мы могли вылавливать искорки необычного фейерверка флегматичных, холодноватых страстей. Театр это индивидуальный опыт, и никогда не знаешь, что тебя там ожидает.

Во второй части спектакля о рваных чувствах появляется броская линия - выразительный женский персонаж Судьба (Кристина Кожина). Она на контрасте смачно накрашена, в ослепительно красном платье, на высоких каблуках, блондинка с прекрасной осанкой и горделивой поступью. Она пытается встряхнуть «город», несчастную пару (Его и Еёх3). Не они бросают вызов Судьбе, а Судьба бросает вызов и в прямом смысле бросает им белый канат. Горожане потихоньку начинают размораживаться, оглядываются на Судьбу и пытаются вступить в тот самый танец страсти - танго. Танцуют сначала лёжа, выбрасывают неожиданные па: переворот вокруг своей оси в прыжке из положения лёжа, или прокрутить партнёра «за уши» параллельно полу. В такие моменты зритель просыпался, цеплялся за желаемое зрелище пластики.

Актёры выдавали, однако, немало неожиданного. Например, парни спонтанно спрыгивали в яму под сценой. Причём нам из ложи было их видно, а партеру, полагаю, нет. Самым дерзким было то, как актёры взяли стулья и пошли в зал. Да не просто в зал, а со стульями над головами между рядами, заставив зрителей вставать и пропускать их (популярный нынче иммерсивный эффект). Они уселись на стулья и какое-то время сами смотрели происходящее на сцене. Позабавившим всех моментом стал танец вилками солёными огурцами по сцене, как было у Чарли Чаплина с булочками. Красивым эффектом я бы отметила то, как героини сыпали из тазов пенопластовые шарики на героев. На тёмном фоне в ярком свете это был выразительный дождь-поток. И потом шарики продолжали всё действо контрастно перекатываться по чёрному полу, иногда я проваливалась зачаровано в наблюдение за ними.




Запоминающейся мизансценой стало то, как девушки «вытряхивали» своих партнёров из свитеров, вешали эти свитера на плечики, подвешенные к потолку, и начинали танцевать с ними. Но ведь не может доставить удовольствие танец с податливым как тряпка парнёром, в котором нет стержня. Ненужные свитера медленно уплыли ближе к потолку.




И тут начался поворот событий. Герои начали методично раздеваться до непривлекательных труселей. И в какие-то мгновения казалось, они не остановятся - такие беспардонные в своих эмоциях и действиях. Затем также методично они стали завязывать галстуки и надевать жилеты и приличные брюки. А партнёрши вышли в цветастых платьях стиля танго. И все вместе они таки закрутили этот яркий страстный танец на радость всей оставшейся публике. В итоге, были настоящие овации и немало букетов цветов.




Ах да! Музыка. На сцене был небольшой бэнд, который главные герои оттолкали к задней стене: рояль, контрабас, скрипка. Но играли они обрывками, как и всё, что происходило на сцене. То есть когда героев как бы попускало, начинала играть музыка, и от неё всем становилось хорошо на душе. Оказывается, они играли отрывки композиций знаменитого французского коллектива Gotan Project. И главной темой в спектакле звучала их красивая и чувственная композиция Diferente. В промежутках между игрой бенда актёры издавали разные звуки, типа отстучать некий ритм гранёнными стаканами об пол, как это делает виртуозный в своём роде проект Stomp. Музыкальная линия вторила визуальной: была то хороша, то надрывна, то отсутствовала, то шептала.

Спектакль получил ряд театральных премий и был с овациями воспринят в Берлине. А я его представила его где-нибудь в Париже. Они любят такие откровенные вещи, я была свидетельницей. Тем более о загадочной русской медвежьей душе. А ещё я постоянно вспоминала строчку песню Ромы ВПР: "Что такое регги в нашей северной стране? Регги - это валенки на ноги. Валенки на ноги, значит лето в голове, настоящий белый регги по сугробам вдоль дороги".

После спектакля мы были приглашены на пресс-чай в кафе «Маяк» в том же здании с театром. В «Маяке» очень понравилось: интерьеры с лепниной, приглушенный свет, вход в туалет через дверцу шкафа, старинные резные комоды и вкусный латте. Там я узнала несколько дополнительных фактов. Сургутскому театру 20 лет, они активно набирают выпускников театральных вузов. Руководство театра не боится рисковать, поэтому наряду с драматическими и детскими спектаклями позволили себе такую постановку-перформанс. Это была инициатива самого театра - в год театра отправиться на гастроли в Москву, у них есть поддержка учредителей и спонсоров. Ведь московские театры ездят по регионам, а наоборот происходит очень редко. А ведь у региональных театров есть много интересного и самобытного показать столичной публике (кто ещё осмелиться угощать огурцами зрителей в первом ряду). При подготовке этой постановки каждый день в течение месяца с актёрами работали профессиональные тангеросы. Один актёр интерпретировал суть спектакля так: А что если бы танго зародилось не в южной Аргентине, а на Севере, и потом распространилось по миру из этой среды? «А что если бы» - это и есть движущая сила большой части театрального движения. И в итоге ещё отмечу, что девушки-актрисы вблизи оказались намного симпатичнее и интереснее, чем они смотрелись на сцене в рамках сюжета о провинциальной попытке приблизиться к танцу души.




Спасибо за приглашение moskva_lublu и Сургутский музыкально-драматический театр.
Театр в соцсетях: Facebook, Vk, Instagram.

бесконечная Москва, культурный блогер, #moskva_lublu, театр

Previous post Next post
Up