19 февраля 2014 года, поздно вечером рухнула последняя надежда, что Янукович таки разгонит мятежников. В этот день Беркут предпринял последнюю отчаянную попытку штурмовать разбушевавшийся Майдан. Я наблюдай за этим по прямой трансляции. В какой-то момент показалось, что еще вот вот и мятежники будут вытесняться силами правопорядка с центральной площади Киева. Один мой знакомый даже в честь этого раскупорил бутылку коньяка и сообщил об этом в ФБ. Но сил у милиции было явно недостаточно, а главное не было команды - открыть огонь. В тот момент только это могло еще спасти ситуацию.
Через пару часов кто-то дал команду силам правопорядка остановиться. А вообще происходящее в тот вечер выглядело примерно вот так.
Click to view
На следующий день, в полдень 19-го (это была среда) я забрался на своем районе на 16-этажку и записал вот это видео. Получилось плохо. От волнения и постоянного стресса немного заикался. Я понимал, что лично я теряю свой родной Киев, в котором родился и прожил 48 лет жизни. Перед этим я заходил в гости к Марине, которая сейчас с семьей живет в Севастополе. Она была тоже очень сильно встревожена.
Мы жили в Киеве через дорогу.
Click to view
В городе творилось черт знает что. Три дня не работало метро, был настоящий транспортный коллапс. Городская электричка ходила битком набитая, потому что это был единственный транспорт, связывающий левый и правый берег города. Помню что остановка метро очень сильно всех обозлила. Но люди явно путали следствие с причиной. К тому времени благодаря работе СМИ, которые Янукович не контролировал, большинство уже поддерживало мятежников.
Начались перебои с хлебом в магазинах. В центр города соваться было опасно, можно было попасть под пули. Уже к этому дню счет жертв мятежа пошел на десятки.
20-го утром я услышал, что Янукович соглашается на какие-то переговоры. Я наконец понял, что это конец. Что это капитуляция.
Наскоро и совершенно бестолково собрав вещи я с самого утра рванул на городскую электричку, на станцию "Сырец", еле-еле втиснулся в нее. Метро 20-го числа тоже не работало. Когда проезжали по мосту через Днепр, над центром города стоял дым, как наверное в 1941 году. Страшное это было зрелище и зловещее.
Приехав в Дарницу пересел на пригородную электричку и рванул в Черниговскую область. Помню, что какие-то молодые люди, явно с майдана, послали на х..й контролеров, которые требовали у них билеты. Такой себе маленький штрих, говорящий о сползании целой страны в хаос и правовой беспредел.
Кстати ровно три года назад в ночь с 19 по 20 февраля я в последний раз ночевал у себя дома.
Долго я в деревне не пробыл. Из Киева мне по телефону сообщали, что 20-го числа в городе была стрельба и погибло много людей, что Янукович неизвестно где, что перемирие сорвано. И самое главное, что мятежники начали устанавливать блок посты в аэропорту и на всех дорогах из Киева. Я подумал, что еще сутки и страна превратится в ловушку (хотя как выяснилось потом я ошибался). Что мятежники появятся на всех погранпереходах и вокзалах и начнут фильтровать выезжающих.
Сделали это, как потом выяснилось, они только в аэропорту "Борисполь". Сотни наших активистов, сумели покинуть страну в основном поездами.
Я решил немедленно уезжать из страны, ведь никто не мог предсказать дальнейших действий путчистов.
21 утром я уже был на станции Конотоп, где взял билет на ближайший поезд до Брянска. Поезд шел всего через 2 часа.
В Конотопе все было привычно и спокойно, жд сообщение с Россией работало в штатном режиме.
Утро 21 февраля 2014 года на станции Конотоп.
О, это был тяжелый день. Проснулся я на территории захваченной нацистами Украины, а засыпал уже в русском городе Орел. Вот фотография снятая мною утром на станции Конотоп, в кадр попал электровоз ЭП10, который как выяснилось позже, повезет мой поезд в сторону России.
Я с огромным трудом заставлял себя что либо фотографировать, из головы не могло выйти одно и то же - "как ты мог сука такая, бросить миллионы людей, своих избирателей, на растерзание нацистам?!" "Кто тебе блядь, мешал отдать приказ открыть огонь на поражение, чтобы спасти страну???!!!"
Последняя фотка, сделанная мною на Украине вне поезда. Это вокзал станции Конотоп. Через 10 минут я сяду в поезд Одесса - Москва, который идет через Кировоград и Ромодан и тут же пройду пограничный контроль. Запомнилась сцена на конотопском перроне, где две тетки торговки ругались между собой, одна из них была за Европу и США, другая за Россию.
В Конотопе тоже чувствовалась напряженность, но бандеровские "активисты" пока не появились.
До российского Брянска оставалось ехать ровно три часа.
Еще целых 130 км нам предстояло ехать по территории Украины.
Зерново - последняя станция Украины на дороге Киев - Москва. Надо сказать, что в этот раз я впервые ехал по этой дороге днем.
Click to view
На минуте 1.44 виден указатель с надписью "Московская дорога" и запрещающий пограничный знак украинской стороны.
Через два часа я был уже в Брянске, где прошел российский погранконтроль и увидел хорошо мне знакомый вокзал. Надо было срочно поменять доллары, ибо других денег у меня не было, но ближайший обмен денег был только в городе, а мой дизель-поезд на Орел отправлялся через 50 минут. Охранник РЖД на вокзале предложил невыгодный курс - 30. Хорошо хоть у меня была небольшая купюра в 50 долларов, которую я и обменял.
ЭР9М в родном зеленом окрасе, именно так они выглядели в Киеве 25 лет назад. В России их тоже почти все перекрасили в корпоративный окрас РЖД.
Наверное сейчас этот поезд уже перекрашен.
Вот и мой АЧ2, который за три часа преодолеет 150 км и довезет меня до соседнего Орла. В поезде данного типа я ехал в первый раз в жизни.
21 февраля, вечер. Российский город Орел. Через час я буду в гостях у своего ЖЖ френда по имени Вадим.
Вот так прошел тот тяжелый день.
Одновременно со мной, как раз в эти же дни с Украины уезжали на своем автомобиле Ольга Киевская и ее муж Саша Горохов, которые ныне живут на Урале, в городе Миасс. Я к ним прошлой осенью в гости ездил.
Они уезжали из страны через Донбасс, где оставили у знакомых свою кошку. Тогда казалось, что на Донбассе безопасно и туда бандеровцы уж точно не доберутся.
Все ждали реакции юго-востока страны и конечно же России, в которой как раз заканчивалась олимпиада.
В субботу 22 февраля сообщили, что Янукович выступит на съезде депутатов в Харькове. Я надеялся, что будет организовано вооруженное сопротивление киевской хунте, но увы ничего не случилось. В какой-то момент я даже думал ехать в Харьков из Орла, благо это удобно и недалеко. Но увы. 23 числа стало ясно, что все слито и что только Крым подает надежду. Кстати многие наши рванули именно в Крым.
В воскресение 23 февраля было закрытие олимпиады в Сочи. Мы смотрели его по телевизору. Но мои все мысли были только об одном.
Меня целых 2 дня выгуливали по Орлу, свозили в город Болхов, расположенный в 60 км севернее областного центра. Правда смотрел я на все это, словно через пелену.
Очень за всех переживал, со многими пытался установить контакт. Три ночи практически не мог заснуть.
Ко всем нам, нормальным жителям Украины, тогда пришла страшная беда и все что я тогда переживал, происходило впервые в моей жизни. Вероятно то же самое чувствовали люди в далеком и страшном 1941 году.
Как раз именно в Орле я познакомился с вот этим списком.
25 февраля я уже был у своих родствеников в Ижевске, где прожил примерно 40 дней.
В Киев вернулся по тихому 2 апреля. Дома уже не жил, это было опасно. Мне казалось, что события после Крыма будут идти уже по затухающей. Но 6 апреля началось вооруженное восстание на Донбассе. Все только начиналось. А 2 мая были одесские события. У меня конечно был еще шанс закрыть блог и полностью залечь на дно, но я не стал это делать. Мало того я н начале мая поехал в Крым и сделал серию репортажей о том как ликуют жители полуострова.
Окончательно покинул Украину 29 июня того же года, после того как меня кто-то предупредил о том, что меня уже ищут.