Волховстрой, это одна из крупнейших станций всей Октябрьской дороги. Расположена в городе Волхов, в 120 километрах восточнее Санкт-Петербурга, на берегах нижнего течения Волхова.
Появилась по историческим меркам не так давно, в 1905 году, когда от столицы империи начали прокладывать важную железную дорогу на Вологду, которая должна была соединить Петербургский узел напрямую с Транссибирской магистралью.
При постройке станция называлась - Званка, по имени ближайшей деревни.
Тут сразу же появилось паровозное депо и рабочий поселок, позже, уже при СССР выросший в город Волхов. В 1915 году на правом берегу Волхова появилось ответвление на Свирь и Романов-на-Мурмане (позже Мурманск), станция Званка стала важной узловой станцией.
В 1917 году вдоль реки Волхов построили ветку от Чудово, которая срезала угол и делала путь от Москвы в Заполярье короче.
В дальнейшем тут стали строить Волховскую ГЭС и значение станции в связи с этим выросло. В 30-е годы станцию Званка переименовывают в Волховстрой, по аналогии со "Свирьстрой", "Сясьстрой" (место строительства плотины Волховской ГЭС). Важнейшую роль станция сыграла в годы войны и блокады Ленинграда. На ней "висело" снабжение 2-х фронтов, Ленинградского и Волховского, снабжение Ленинграда и эвакуация беженцев тоже проходила через этот узел. Немцам не удалось ее взять, хотя подошли близко осенью 1941 года, не удалось нарушить движение и воздушными налётами на станцию и мосты через Волхов.
В 70-е годы сюда пришла электрификация из Ленинграда и пошли электрички, но еще долгие годы она тут и заканчивалась. Линии на Мурманск и Вологду оставались под тепловозной тягой аж до начала XXI века. В те годы здесь работало много тепловозов ТЭ3, ТЭП60, а в 90-е и ТЭП70. Сейчас их нет совсем, везде сплошная электрификация.
Уже после распада СССР, в связи с уходом Прибалтики и возникновением новых портов на побережье Ленобласти, значение этой станции стало расти. Еще больше вырос поток грузовых поездов, после того как главных ход на Москву сделали чисто пассажирским. Линия Санкт-Петербург - Вологда - Буй, стала просто стратегической и весьма перегруженной и эта ситуация сохраняется и по сей день. В некоторые часы грузовые поезда идут просто один за одним. На Свирь и Мурманск движение значительно слабее.
Локомотивное депо ТЧЭ-21, основанное в 1905 году и расположенное на станции Волховстрой I, является крупнейшим на всей Октябрьской дороге. К нему приписано около 250 грузовых электровозов. Эта вся грузовая тяга постоянного тока, абсолютно всей Октябрьской дороги.
1. Станция обладает очень красивым вокзалом, немного напоминающим Сочи и Симферополь. Типичный послевоенный сталинский ампир, только построенный для нужд транспорта.
Но Привокзальная площадь здесь скромная и очень провинциальная.
2. Поезда дальнего следования, проходящие через Волховстрой. Останавливаются тут все.
3. Вокзал был капитально отремонтирован в 1998 году.
4.
5.
6.
7. Водонапорная башня 1905 года постройки. Многое она повидала.
8.
9.
10. В сторону Санкт-Петербурга.
11. Питерская электричка. Они имеют большее количество вагонов и дальше Волховстроя не ходят.
12.
13.
14.
15. Как всегда выручил пешеходный мостик, ведущий в депо.
16. Станция сортировочная и имеет крупные грузовые парки.
17. Желтое здание - пост электрической централизации станции Волховстрой I.
18. Территория котельной.
19. Паровозная колонка.
20. Со стороны Вологды прибывает тяжелый состав с угольком, под сверхмощным 3ЭС4К
21.
22. Прибыл скорый поезд Москва - Мурманск "Арктика".
23. С моста видны заводы - ФосАгро и алюминиевый, находящиеся на той стороне Волхова.
24. Локомотивное депо. Мы решили зайти туда и это получилось. Было достаточно холодно и безлюдно.
25.
26.
27. Старые ВЛ10, особенно тот который справа. Год постройки - 1970.
28. Второй паровоз-памятник на этой станции.
29.
30.
31. Памятный знак.
32. Списанный ВЛ10, используемый в качестве тренажера.
33. Депо оказалось почти пустым.
Почти все электровозы в работе, на "постояннотоковых" просторах Октябрьской магистрали, от Луги до Свири и от Бабаево до Выборга и Усть-Луги.
34. Странная сцепка, состоящая из 2-х секционного 2ЭС4К и расцепленного "локозавра" ВЛ15.
ВЛ15 - самый мощный советский электровоз постоянного тока. Эксплуатируются только здесь.
35. Выпущен в 1988 году в Тбилиси.
Возвращаемся на Привокзальную площадь.
36.
37. Оказывается в городе Волхов Ленинградской области, до сих пор в эксплуатации автобусы "Икарус" и даже не один.
Водитель одного из них сообщил, что эти автобусы не бушные, купленные в бывших соцстранах Европы, о чем я сразу подумал, а еще из прямой венгерской поставки, первой половины 90-х. Последние из поступивших в бывший СССР.
Дожили значит до наших дней.
38.
39.
40.
41. И вот такое шведское старье тут еще есть в эксплуатации.
42. Но много и таких совсем новеньких из Белоруссии.
43.
44.
45. Рыба дешевле чем в Питере. Я себе купил налима. Никогда его не пробовал.
Сказали, что из Ладоги и Волхова.
46. А тут чуть дороже да и продавец весьма строгий. Попробуй возьми не расплатившись.
47. На улице -10, тень, а это чудо лежит и нежится.
48.
49.
50.
51.
52. Железнодорожные мосты через Волхов. Самый первый, построенный в 1905 году, был однопутный.
53. На другой стороне Волхова, у станции Волховстрой II.
54. Важное стратегическое место всей Октябрьской дороги, да и пожалуй всех Российских железных дорог.
Сразу же за мостом через Волхов, на станции Волховстрой II, находится эта развилка.
Налево - в Заполярье, на Петрозаводск, Мурманск. Прямо - главный грузовой ход из всего нашего региона, на Тихвин, Вологду, Киров и далее по Транссибу.
Рядом со станцией стоит громадный комбинат ФОСАГРО, выделяющий страшно вонючий дым. Дышать этим просто невозможно.
Да и одежда провонялась, пока мы тут ходили.
55. Поймал тут "Ласточку" с экзотическим маршрутом Петрозаводск - В.Новгород - Псков.
56.
57.
58.
59. Оказывается за Волховстроем есть сравнительно нормальное движение пригородных. Это платформа в сторону станции Свирь.
60. На Мурманск.
61. На Вологду.
62. Тут движение более интенсивное. На этом направлении стоит несколько городов Ленинградской области.
63. В сторону мостов через Волхов.
64. Электричка из Тихвина. 4-х вагонная, провинциальная.