С ног на голову...

Feb 08, 2011 15:38

К написанию сего поста меня подтолкнула беседа с моим давним другом, старым физтехом, работающим на кафедре общей физики. Среди прочего разговор наш зашел о современном Физтехе и, главным образом, о том, насколько сохранилось классическое физтеховское образование по фундаментальным наукам. Друг мой показал мне видеозапись последнего заседания его кафедры (конец января наступившего года), посвященное прошедшим ГОСам.

То, что я услышал (и увидел) настолько поразительно, что кажется некой мультипликацией, хорошо поставленной режиссерской работой. Ниже привожу наиболее яркие моменты заседания.


Друг мой немного опоздал к началу, поэтому первое, что я увидел, было демонстрацией таблицы экзаменационной результативности студентов. Казалось бы ничего удивительного: хорошо спроектированная таблица, показывающая и общее количество «пятерок», «четверок» и т.д., и уже конкретику по годам, факультетам, что, безусловно, говорит о новом заведующем Максимычеве А.В. как о дотошном чиновнике, с увлечением занимающемся бумажной работой. Что было дальше… Все знают о деградации студенчества, о вырождении школы, об отсутствии у молодежи малейшего стимула к творчеству и т.п. Так вот, вместо реального обсуждения сих проблем в приложении к Физтеху и, конкретно, к программе по физике, уважаемый Максимычев не поленился рассчитать мат. ожидание и среднеквадратичное отклонение!!! И битый час пытался «втолковать» аудитории смысл расчетов. Что он хотел этим доказать?! Свою квалификацию как математика? Тогда почему было не подсчитать уж заодно и дисперсию (или, скажем, взять интеграл Лебега)?!

Приходит в голову старый «бородатый» анекдот: На вопрос прохожего «как найти площадь Ленина?» только необразованные первокуры отвечают, что надо перемножить его длину и ширину. Продвинутые же физтехи отлично знают, что нужно взять интеграл по поверхности!

Далее Максимычев стал выдвигать бредовые проекты об организации «новых» (или модернизации «старых») специальных курсов для неуспевающих студентов. Невероятно, но на Физтехе, оказывается, теперь двоечников не отчисляют, а «перевоспитывают». А они-то неблагодарные этого не понимают и доп. курсы (естественно, и базовые тоже) не посещают.

И, наконец, несмело озвучил информацию о необходимости создания специальной комиссии, которая будет заниматься разработкой нового ТРЕХСЕМЕСТРОВОГО курса физики. Т.е. всегда было шесть семестров, в последние год-два стало пять (действительно, ну зачем современному студенту знать физику твердого тела?!), а скоро, надо полагать будет три. Это как во второсортных технологических ВУЗах.

Тут на сцене появился ректор Н.Н. Кудрявцев и Максимычев как то сразу стушевался, засмущался и, предоставив слово ректору, отошел в сторону. Я за свою «бурную» научную жизнь имел удовольствие несколько раз слушать выступления Кудрявцева. Это довольно-таки скользкая личность, всегда умело подыгрывающий аудитории и, не имея сколько-нибудь значимых научных достижений, умудряющийся всегда казаться незаменимым «мудрецом», видящим ситуацию насквозь. Так и здесь сразу заговорил об уникальности кафедры, высококвалифицированном преподавательском составе и т.п. Затем окончательно «узаконил» трехсеместровый курс, объявив его создание «вынужденной» мерой. Оказалось, что на Физтехе будет создано целых семь бюджетных специальностей, причем не имеющих прямого отношения к математике и физике (в основном экономических). Мотивация этого потрясает: коммерческие организации, оказывается, заинтересованы именно в таких выпускниках. А наука и технологии Николая Николаевича видимо интересуют мало. Интересно, что когда Физтеху в числе небольшого количества избранных ВУЗов было разрешено устраивать дополнительные (помимо ЕГЭ) испытания при приеме, Физтех в лице Кудрявцева ОТКАЗАЛСЯ от этого!

В заключении, Николай Николаевич, объявил о необходимости перевода на английский язык основных учебных материалов и отбора преподавателей, знающих английский, чтобы иностранные студенты из Европы могли обучаться на английском языке. Интересно, когда же, например, в Оксфорде будут созданы русскоязычные группы?!

Я не буду приводить свои соображения по поводу сложившейся ситуации в стенах нашего родного ВУЗа и позволю каждому сделать свои собственные выводы из вышесказанного. Приведу только одну ссылку на очень заинтересовавшую меня статью, демонстрирующую масштабность и многоуровневую структуру деградации системы Физтеха:

http://ds.dolgopa.org/2010/10/18/330/

Previous post Next post
Up