Не все немцы одинаково полезны

Aug 24, 2015 02:18

Эту байку я специально пишу перед многими другими, посвященными всяческим "криворуким е... неумехам" и тому, что они натворили.
Чтобы потом сюда ссылаться в подтверждение тезиса:

Мне абсолютно параллельна и до лампочки  - национальная, расовая, гендерная принадлежность и сексуальная ориентация кого угодно.
Я оцениваю технарей исключительно по объективным результатам их работы.
Результаты бывают, очевидно, разные. Иногда такие, что лучше бы результатов и вовсе не было. Были б материалы целее, и переделывать меньше.

Также я стараюсь всегда честно признавать свои ошибки. "Да, я накосячил". Иногда это очевидно, иногда меня в этом нужно убедить.
Не верите? Тут полжурнала про мои личные-персональные косяки. Самые разные, вплоть до "крупно повезло, что жив остался".
Смотреть по тегу "накосячил".

Это была присказка. А теперь - грустная сказка. Которая, к сожалению, вовсе не сказка.

Как-то раз руководство фабрики решило, что вручную выметать обрезки алюминиевой фольги из-под упаковочных машин и вывозить ее в ящиках - не есть оптимальная для 21 века технология. И решило сделать систему аспирации. Которая будет, аки пылесос, вакуумом фольгу засасывать, тем же вакуумом перемещать по трубе в соседний цех переработки отходов и сыпать там прямо под пресс.

В те времена не столь отдаленные.... международные отношения были ясны как летний день в Анталье, слово "импортозамещение" не звучало по всем федеральным каналам каждые 5 минут (и все бестолку), а евро стоил в районе сорока рублей (дети в такое скоро и не поверят, наверное. Точно, сказку папа рассказывает).
Посему делать систему аспирации позвали немцев.

Немцы сделали все меньше чем за неделю, и стали сдавать работу. Механики по своей части замечаний не озвучили, а я - и подавно. А вот по части электрики...
Поток воздуха в трубе создает большой-большой вентилятор. Который крутится мотором аж на 37 киловатт. Этот самый мотор немцы умудрились запитать напрямую от общей шины, сразу после входного расцепителя. Ни тебе мотор-автомата, ни просто автомата, ни даже плавких вставок не сделали.
Я тут же написал служебку, что вековая мудрость подключения моторов, записанная как в советско-российских ПУЭ, так и в немецких DIN, требует защитить мотор хоть чем-нибудь. Особенно такой мотор, который в случае отказа сепаратора замечательным образом заклинит. Потому что тогда на вентилятор г...но фольга полетит.
Немцы повертелись-побрыкались, но косяк свой признали и обещали устранить.

Через недельку меня вызывает начальство. Тут, мол, немец приехал, замечания устранять. Но он инженер, а не монтер, и потому с монтажом ему нужно помочь.
А я, блин, кто? Если мне нужно в шкафу проводочек переподключить - я почему-то иду и делаю, а не гну пальцы "пришлите мне электрика, а я рядом постою-покомандую". Ну да ладно.

Немец вручил мне папку с документацией и мотор-автомат. Типа, вот это нужно воткнуть куда-то туда согласно прилагаемой документации. Включая комикс "как повесить автомат на DIN-рейку". Ага, без этих веселых картинок я, наверно, никогда не догадаюсь, куда же тут эту фиговину прикрутить, и зачем. Ну да ладно.

А вот дальше - совсем не ладно. Мотор-автомат он мне выдал на 32-42 ампера. А на 37 кВт и 400 В вообще-то нужно 75 ампер, как бы.
Говорить с ним сложно. Немец знает русский и английский так же, как я немецкий. То бишь никак (вот это - моя недоработка, кстати). В качестве переводчика к нам пришел товарищ из офиса, отвечающий за взаимодействие с зарубежными контракторами.
Я попытался объяснить, что 37 кВт и 37 ампер это не одно и тоже. Что нужен коэффициент 1.52 для 400В плюс запас плюс ближайший номинал с учетом регулировки, а проще сразу на 2 умножить. А можно и не умножать ничего, а посмотреть в каталог любого производителя (вот он, я его вам на программаторе открыл уже на нужном месте) какой автомат - какому движку соответствует.
Реакция немецкого инженера простая "ты дурак, ничего не понимаешь, делай что тебе говорят, и не умничай".
Наш офисный сиделец немца полностью поддерживает.

Вообще основная беда работы в эксплуатации - то, что местное начальство офисное тебя ни во что не ставит. Любой субконтрактор с близким к нулю опытом работы всегда бесконечно большое доверие вызывает, а свой спец - нулевое. И если у коллег-технарей доверие-уважение при умении и желании можно завоевать, то у офисного народа - ну никак. Потому что он думать не умеет вообще, от слова совсем. В пуско-наладке же находишься "с другой стороны баррикады", и работается куда легче.
Я работал на многих-многих заводах, и ситуевина везде похожа.

Ну и что тут прикажете делать?

Смонтировать автомат можно. Включить - нельзя, выбьет сразу. Можно попытаться заблокировать релюшку времени в пуске звездой-треугольником, на звезде тока может и хватит, вот только вакуума не будет. В любом случае мне будет сказано "ты накосячил, ничего делать не умеешь, разбирайся, чего ты там натворил". И предложено проверять кабель, монтаж мотора, и еще чего угодно.

Так я размышлял минуты две. Этого было достаточно, чтобы получить ценное немецкое указание "фиг ли ты смотришь? первый раз мотор-автомат увидел, что ли? вон для тебя все картинки есть"

Что ж, так - значит так. Немец как приехал, так и уедет, а нам с этим потом много лет работать. Пусть лучше уедет побыстрее. Начинаю ИБД (изображать бурную деятельность) в шкафу. Как только высококвалифицированные эксперты по мотор-автоматам удаляются в сторону офиса, я бегом удаляюсь в сторону электромастерской. Там я беру нужный мотор-автомат на 75А, несу в цех переработки отходов и втыкаю в шкаф. Собираю, закрываю. Включаю, проверяю - все работает. О чем тут же по телефону докладываю начальству.

Начальство возвращается. Любуется, как все крутится-дует как надо. И удаляется обратно в офис. Но немец напоследок не упускает случая меня пнуть.
- "видишь, все работает, а ты чего-то там вякал".

Не стал я шкаф открывать, и показывать, что там стоИт. Может, и надо было...

Вот такая грустная вовсе-не-сказочка. Но все же добавлю немного позитива счастливого конца.

Самое интересное, что история с аспирацией фольги на этом не закончилась. Потому что немцы-подрядчики совершенно не подумали, как это вывести на диспетчеризацию и интегрировать в MES-систему. Выдали сухие контакты "работа" и "авария", и все. Идея тащить из-за этого куда-то в соседний цех кабель меня вовсе не улыбала.
Автоматика там несложная, и рулит всем даже не контроллер, а программируемое реле Logo. Будь дело на год раньше - задача была бы нетривиальной. Однако тут в рассылке новостей от Сименса очень вовремя пробежала инфа, что начато производство этих самых программируемых реле, но с Ethernet на борту. Что делает все виды коммуникаций (с прочим Сименсом и не только) удобными и простыми. Это исполнение с индексом E я немедленно и заказал (у нас вся комплектация с Германии идет). Наверно, стоящий сейчас в аспирации блочок - чуть ли не первый такой, оказавшийся на территории РФ.

Накосячил, Байки наладчика

Previous post Next post
Up