"Скажи, зачем ты так сделал?" или "И так сойдет! эпизод 1".

Mar 15, 2017 04:14

Это чувство невозможно описать словами. Невозможно воспроизвести в кино. И уж тем более невозможно описать в блоге.

Это чувство будет затем возвращаться снова и снова.
Пока оно еще свежее-острое - будет вызывать приступ паники при любом влезании в электрошкаф.
Позже оно будет приходить в ночных кошмарах, выдавливая холодный пот изо лба.
И даже спустя много лет, когда все это осталось в далекой ушедшей молодости... когда уже насмотришся на разнообразные чудесатые чудеса... когда кажется, что уже невозможно ничему удивиться - после скидывания крышки любой клеммной коробки рука "на инстинктах" тянется к индикаторной отвертке.
И даже сейчас совсем не хочется ворошить в памяти подробности.... и последствия...

- Так, сейчас будем разбирать держатели электродов. Твоя задача - обесточить это все и караулить, чтобы кто не врубил сдуру. А вот это выключать ни в коем случае нельзя, иначе все маслом зальем. Все понял, студент?
- Понял.
- Действуй.
Иду к шкафу, нахожу нужный автомат. Вырубаю.
- Ну че, вырубил?
- Вырубил!
Слесари разбирают установку. И тут - яркая вспышка и треск электрической дуги.
- Бл* ты че там вообще *** *** ***! *** ** ****! Вырубай на*** ****! - раздаются крики в мой адрес.
Смотрю на отключенный автомат и ничего не понимаю. Неужто не тот? Но я только что проверял... Ладно, посмотрим еще разок...
- Ты че там ***** **** помер *** ? У нас ***** **** **** масло горит!
Смотреть в схему и разбираться уже некогда. Рублю секционный расцепитель.  Отключается полцеха, наверно. Включая то, что отключать, не слив масло с установки, ни в коем случае нельзя....
И ярче тусклых аварийных фонарей горит агрегат, горит масло на полу, горит на ком-то одежда...

Автомат был нужный. И он был исправен.
Но на автомат перемычки повесили. Между входами и выходами.
Аккуратно так повесили и замаскировали. Пока специально не полезешь - не увидишь.

Потому что автомат был мал. По току. 63А. А надо 80А или 100А.
И неизвестно кто неизвестно когда, пускавший все это - почему-то не поменял на нужный.
То ли по габариту не лез и не хотелось шкаф перебирать и все раздвигать
То ли под рукой не нашлось нужного.
То ли просто решил "пофих, и так сойдет".
И заглушил перемычками.
Никто никогда не проверял... повода раньше не было...

Надо было после отключения проверить и убедиться. Самому. Лично. Надо было. Не проверил. Не убедился.

К чему я вспомнил сейчас не самый приятный момент своей жизни? А вот к чему.



На этот раз, к счастью, обошлось без жертв и разрушений. Так, небольшие убытки. Да и привык я уже ко всему, не удивляюсь. Старый стал, наверно.

Попросили тут как-то выяснить, почему на древнем деревообрабатывающем станке мотор сгорел.
Точнее, почему сгорел - и так ясно-понятно: потому что в очередной раз каретку заклинило.
Событие (в смысле заклинивание) - рядовое, случается чуть ли не раз в квартал (а чего хотеть от 30-летней механики без капремонта?).
Раньше при этом выбивало тепловое реле - и все.

Но вот только что - старый шкаф управления образца 1980-х, который от старости больше глючил, чем работал - некие подрядчики из ведущего ВУЗа отрасли, эксперты по автоматике и электроприводу (в лице двух студентов во главе с преподом) - заменили на новый. С контроллером вместо релюшек и все такое.
После чего при первом же заклинивании - мотор перегрелся и сгорел.

Ладно бы, какой большой-хитрый мотор. Так нет, моторчик масенький, всего-то 150 Вт, асинхронный трехфазный, запитанный от одной фазы с конденсаторным пуском, включается мелким контактором.

Беглый осмотр местного щитка, откуда моторы запитаны, вызвал некоторое недоумение по поводу "а чего это у нас тут снизу автомата провода есть, а сверху - нету? Это вообще как?"
Вскрытие щита явило на свет.... правильно, перемычку. Между входом и выходом.

Вон она, синенькая-зловредная, в извлеченном на свет из коробов виде.
Это фаза. На ноль перемычку вешать не стали. Потому что смогли. Дотянуть провод сверху вниз и зажать два провода в одну клемму.
В результате автомат вроде как есть... а на деле все равно что нету. Защищать движок нечему. Вводной автомат на 25А - слишком велик, чтобы его от перегрузки мелкого моторчика вышибло.

В принципе, на этом моя работа закончена, можно остановиться.
Дальше уже пусть заказчик с "экспертами по автоматике и электроприводу из ведущего ВУЗа отрасли" разбирается.
(хотя есть у меня такое ощущение, что после разборок тех - мне же все тут потом в порядок приводить. За отдельное вознаграждение, конечно).

Но раз уж причину я нашел куда быстрее, чем ожидал... да и вообще полезно это... - попытаемся выяснить причину появления этой самой перемычки.
(кому неинтересны технические подробности - дальше можно не читать).

Итак, трехфазный мотор с конденсаторным пуском, мощностью 150Вт. Номинальный потребляемый ток по единственной фазе на номинальных оборотах и номинальной мощности с конденсаторным пуском - в районе 0,8...0,9А.
(Кому интересно, как посчитать номинальный ток асинхронного мотора по известной мощности - можно изучить вот тут, например.
Кому интересно, как запустить трехфазный мотор от одной фазы - рассказано вот тут).
Автомат на 2А. Что не так?
(вот и "эксперты" не могли понять, что не так-то?)

Посмотрим на примерчике попроще.
Вот есть у нас лампочка, самая обычная лампочка накаливания 100Вт. Выключатель к ней на стенке. И все это запитано автомаческий выключатель на номинальный ток 1А.
Причем не просто автомат, а идеальный автомат. Выключается мгновенно при превышении номинального тока на 1%.
Номинальный ток через лампочку - чуть меньше 0,5А. Двукратный запас.
Все замечательно?
А вот и не замечательно!
При включении выключателя - автомат выбьет. Что, автомат плохой? Нет, автомат у нас идеальный. И лампочка нормальная.
(на самом деле, пощелкав автомат и выключатель несколько раз - можно добиться того, что нить накала при коротких включениях таки нагреется хоть немного и все будет работать. Только не воспринимайте это как руководство к действию, а то до пожара дощелкаетесь).

Дело в том, что сопротивление холодной нити лампы накаливания раз так в 6-7 меньше, чем горячей (когда она светится долго).
Посему - пусковой ток через лампу будет намного выше, чем ток отсечки нашего идеального автомата.
ОК, давайте возьмем идеальный автомат, рассчитанный на ток 3,5А вместо 0,5А, Теперь лампочка светится, автомат не вышибает.
Все замечательно?
А вот и опять не замечательно!
Нам придется подвести к лампочке провода из расчета не 1А, а 3,5А (умножить на запас как минимум 1,45). Потому что допустимый долговременный ток кабеля должен быть не меньше, чем допустимый долговременный ток через защищающее его устройство (и запас!).

С асинхронными электродвигателями ситуация похожая и даже хуже. Пусковой ток при прямом пуске (контактором) в 5-8, и даже в 10 раз дольше номинального. Это не есть хорошо, и пусковой ток, особенно больших моторов, стараются уменьшить. (подробнее здесь).

Как же быть? Нам нужен автомат не-идеальный. А который при небольшом превышении тока расцепится не сразу. А через время, достаточное, чтобы спираль прогрелась.
(да-да, 6-7 раз - это небольшое превышение. Большое - это при "козе", когда ток определяется исключительно сопротивлением проводов и внутренним сопротивлением источника тока. И в реальных электрошкафах ток КЗ легко может измеряться в килоамперах).
Смысл такой: чем больше ток - тем быстрее расцепляется автомат.

"Не сразу" - понятие растяжимое и вообще не техническое. Посему давным-давно придумана классификация автоматических выключателей по "время-токовой характеристике срабатывания". Таковая обычно изображается кривой на графике "перегрузка - время до расцепления", посему называется в обиходе просто "кривой". И существуют стандарты на них. Подробно и с картинками это рассказано, например, здесь.
Отметим только, что обычно встречаются автоматы с кривыми B,C и D. B - самый чувствительный к превышению тока из них, подходит для резистивной нагрузки (скажем, электрочайник). С - стандартный, используется чаще всего. D - для большого и долгого пускового тока, как раз для электродвигателей. Редко встречаются кривые A, K и Z. А - еще более чуткий, чем В. Буковка эта всегда указывается на автоматах на видном месте, перед номинальным током.

Так вот, если посмотрим в шкаф - оказывается, что туда умудрились воткнуть автомат с кривой А!
Где сумели такой раздобыть - это отдельный хороший вопрос. Специально понадобится - фиг найдешь такой! У  Сименса это "заказная позиция, 4-6 недель".  Но вот - раздобыли!
Результат немного предсказуем... пусковой ток мотора вышибает автомат.
Но вместо того, чтобы поставить автомат "какой надо" - замкнули его накоротко.

"И так сойдет!"



демотиватор отсюда

ОК, надо было взять автомат с кривой D, и проблема была бы решена?
Нет!

Тут мы переходим к первой части марлезонского балета. (все вышеописанное - это была вторая часть, да).

Выбивать пусковым током автомат с кривой D - не будет.
Но и защитить мотор в случае перегрузки (каковая, собственно, и произошла) - он не сможет.
Потому что его характеристика не соответствует потребности.

Пусковой ток - он же "ток заторможенного ротора". Заторможенного по любой причине.
Если ротор притормаживать извне - ток в обмотках статора начнет расти (а еще и вентилятор на оси мотора сбавит производительность. Очень вовремя и очень кстати, да).
Если так оставить достаточно долго - обмотки перегреются и перегорят (либо поплавится изоляция и будет "коза").

Как же быть? Для защиты асинхронных моторов - добавляется еще один источник отключения мотора. Называемый "тепловое реле". Со специально сделанной на такой случай время-токовой характеристикой. Подробно здесь (и по ссылкам оттуда).
Почему "тепловое"? А потому что у него принцип работы такой: при протекании тока биметаллическая пластина нагревается и изгибается. Если изогнулась больше чем допускается - считаем, что с мотором у нас какая-то беда творится, и лучше бы его обесточить, во избежание. Пластин три, по числу фаз.
На тепловом реле обычно есть точная регулировка тока ("крутилка") под данный мотор в данном месте.
Отдельно (от автомата) взятое тепловое реле - цепляется за контактором и при срабатывании стандартно разрывает цепь катушки контактора.

Поскольку комбинация "автомат+тепловое реле" нужна постоянно, придуманы штуковины, сочетающие в себе и то, и другое.
Называются они (логично, да?) "мотор-автомат".
Правильно подключенный и правильно настроенный мотор-автомат позволяет наладчику спокойно спать и не переживать за тяжелую жизнь и скоропостижную смерть мотора.

Внимание, сюрприз!
В схеме нашего шкафа нарисован как раз мотор-автомат. Такой же, как два рядышком, только на ток 0,63-1А.
Больше того, изначально он тут и стоял! И больше того, он тут же в цеху в столе у мастера лежит и поныне!
Но... но его изъяли и поставили просто автомат. Нет, не просто автомат, а совсем не подходящий автомат.

Зачем? Ответ тут же, в электросхеме.
Это правильно подключенный мотор-автомат позволяет наладчику спать спокойно.
Но! Как и любое другие изделие в мире, мотор-автомат можно подключить и неправильно.
Вспоминаем, что движок наш - подключен к одной фазе с конденсаторным пуском.
Согласно схеме - фазу и ноль пропустили через два полюса. Третий оставили никуда не подключенным.
Результат - его выбивает при пуске!

Отчего? Вроде как наоборот, должно выбивать при бОльшем токе, чем заданный?
А оттого, что хитрые производители мотор-автоматов - сумели чисто механически сделать еще и защиту от пропадания фазы или перекоса фаз (что тоже весьма не полезно для мотора).
Для понимания, как это работает - лучше всего один раз посмотреть на поведение мотор-автомата со снятой крышкой.
Я не смог найти описания по-русски, как это работает, посему попробую коротенько описать сам.

(сразу оговорюсь: мотор-автоматы бывают разные! Бывают вообще без теплового расцепителя. Зачем? На случай, если есть другие средства защиты, например, встроенное в мотор термореле. Тогда - незачем платить больше. Бывают мотор-автоматы без защиты от пропадания фазы.
Как определить, что за экземпляр у нас в руках? Как обычно: читаем фирменный мануал от производителя. Вот для примера - мануал от Сименса. А вот для сравнения - мануал от Шнайдера. Близнецы-братья, в общем-то. И ищем в описании ключевые слова "overload protection", "phase loss" и так далее).

Сперва смотрим видео. Для экономии вашего времени - можно с 1:50.

image Click to view



Внутри мотор-автомата есть тепловое реле. Это три биметаллических полоски, которые при протекании тока - нагреваются, а от нагревания - изгибаются. Они воздействуют на скобочку, которая приводит в действие расцепитель. Рядом есть вторая скобочка, функцию которой нам не показали.
Так вот, если через две биметаллических полоски ток проходит и они изгибаются, а через одну - не проходит и она не изгибается - скобочки расходятся в стороны и тоже расцепляют расцепитель.

А теперь представим себя на месте "эксперта по электроприводу из ведущего ВУЗа".
Включаем мотор - мотор-автомат вышибает!
Выкрутили настройку тока до упора на максимум - все равно вышибает!
Ах ты зараза эдакая! Ну, не хочешь с однофазным мотором работать - выкинем тебя нафих и поставим двухполюсный автомат.
Все равно вышибает!!!!
Да *** твою ***, что же этому ****му движку ваще надо? *** ****л уже! Ни*** не понимаю!
А если перемычку повесить? О, вот теперь крутится как надо!
Все зашибись! Оставим так, спрячем перемычку и никому не скажем!

И так сойдет!



отсюда

А как надо?
А вот так:



Картинка отсюда. Тут показано отдельное тепловое реле, но трехфазный мотор-автомат включается точно так же: через один полюс пропускаем ноль, через два последовательно - фазу. Или через все три последовательно - фазу, если по какой-либо причине в этом месте ноль расцеплять нельзя.

Update: красивые (и правильные!) схемки для мотор-автоматов. От Шнайдера. За наводку спасибо general_drozd



Подправить монтаж несложно. Ведь перемычку-то уже сделали!

Альтернатива - взять однофазный мотор-автомат. Такие в природе существуют, хоть и встречаются редко. И раздобыть его явно не сложнее, чем автомат с кривой А.

Ни в первом-печальном случае, ни во втором-веселом случаях я не встретился, и вряд ли встречусь с теми, кто, собственно, замкнул автомат перемычкой.
А жаль.
Я не стал бы читать лекцию на тему подбора элементов защиты электрических цепей.
И не стал бы выставлять регрессом счет на компенсацию убытков.
И не стал бы требовать аннулировать ВУЗовский диплом и группу допуска к электрике.
И даже не стал бы бить по голове ключом на 36.

Я просто хотел бы посмотреть в глаза и спросить:
"Скажи, зачем ты так сделал?"

P.S. Попробуйте сообразить навскидку: а чего еще в этом шкапчике не хватает?

[Чего еще не хватает?]1) Маркировки. Вообще ничего и никак не подписано. Ну-ка найдите-ка контактор К4. Четвертый слева? Не угадали! Следующая попытка... ОК, нашли. А теперь найдите сигнальный провод с датчика S8, подключенный к контакту Х3:11.... Ну хоть маркером бы подписали.
2) Доп.контактов к мотор-автоматам. Если чего где выбьет - ни контроллер, ни оператор этого не узнают... пока что-нибудь куда-нибудь не вкрячит (например, заготовка в неподвижную фрезу).

P.P.S. Как видим, применение качественных и весьма не дешевых комплектующих - никак не гарантирует качественного изделия "в сборе". Из гавна не сделаешь конфетку; а вот из конфетки гавно - легко! Всего-то нужно делать все по принципу "и так сойдет!"

P.P.P.S. Перед тем, как лезть в любую электроустановку - даже если вы точно-точно знаете, что вот только что лично сами обесточили ее расцепителем и заперли расцепитель на замок - не поленитесь, потыкайте в клеммы индикатором. Берегите себя (и коллег). Мало ли, кому куда придет в голову перемычку повесить...

накосячил, байки наладчика

Previous post Next post
Up