Первые дни после Полета. Ю. А. Гагарин в Куйбышеве

Apr 12, 2013 18:26

Мало кто знает, что свои первые послеполетные дни Гагарин провел в Куйбышеве. "Маленький домик на берегу Волги" в неназванном городе, куда Космонавта-1 привезли отдыхать после приземления в Саратовской области, имел точный адрес: город Куйбышев, 1-ая дачная просека, загородный гостиничный комплекс обкома КПСС, или, как его называют и до сих пор - "обкомовские дачи".

Разумеется, о том, что в Куйбышеве находится первый космонавт планеты, горожанам стало известно в тот самый славный апрельский день. Фотографии Юрия Гагарина, сделанные здесь, моментально появились в прессе, однако официально в истории первого космического полета Куйбышев стал упоминаться лет на двадцать позже. Конечно, такое многолетнее молчание имело вескую причину: привлекать внимание к засекреченному городу было нецелесообразно

Мемориальную доску установили на этом здании 9 апреля 2011 года.


Об этом периоде в интернете по какой-то причине очень мало информации. Во всяком случае, пришлось разыскивать ее с собаками. Вот, например, отрывок из книги  Николая Петровича Каманина,  генерала-лейтенанта авиации, руководившего  предполетной подготовкой первых советских космонавтов.
[Spoiler (click to open)]
... 12 апреля 1961 года, среда. Тюра-Там, площадка N2.  Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов".
         Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - "Старт", Юра ответил: "Поехали!"
         Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная." Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту.

Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных.

13 апреля. Куйбышев. С 9:30 до 12:00 в присутствии членов Госкомиссии и представителей промышленности Юра рассказывал о полете и отвечал на многочисленные вопросы (беседа записана на магнитофон и застенографирована). Нас замучили телефонные звонки и корреспонденты, пробравшиеся на дачу. Они готовы беспрерывно снимать, фотографировать и задавать бесконечные вопросы. Удалось лишь немного погулять и поиграть в бильярд. Во второй половине дня Юра начал готовиться к встрече в Москве. Рапорт Хрущеву он освоил за полчаса, но первое время излишне торопился. Две-три тренировки устранили этот недостаток. Выступление на Красной площади также было подготовлено довольно быстро. Я уже знал по выступлениям Юры еще до полета, что он обладает задатками неплохого оратора. Вечером два раза звонил Брежнев и несколько раз Вершинин. Обоих беспокоила завтрашняя погода (прогноз был плохим) и порядок выхода из самолета на Внуковском аэродроме. С Брежневым договорились, что из самолета первым выходит Гагарин, идет по дорожке к правительственной трибуне и рапортует Хрущеву, а мы выходим вслед за Гагариным и останавливаемся у подножья трибуны. Перед сном Юра примерил новую форму и шинель. Раза два я изображал Хрущева, а он подходил ко мне с рапортом.

14 апреля. Куйбышев-Москва. Встал раньше шести и немедленно связался с Москвой. Как обычно, метеорологи ошиблись - погода в Москве к нашему прилету (13:00) должна быть хорошей. В 10:40 по московскому времени на самолете Ил-18 вылетели в Москву. На борту самолета - Юра, Агальцов, Рытов, Яздовский, я и несколько корреспондентов и кинооператоров. Километрах в 50 от Москвы нас встречает семерка истребителей и занимает место почетного эскорта: два истребителя - справа, два - слева и три - вверху. Юра передает пилотам по радио: "Друзьям-истребителям - горячий привет. Юрий Гагарин". Летчики благодарят за приветствие...

А с этим домиком у меня есть и свои воспоминания.

Когда-то, еще в 70-е годы, я отдыхала на даче на первой просеке у подружки. Дача была так себе - фанерный сарайчик, без удобств, практически без окон. Готовили в закутке на электрической плитке. Сама дача была не из тех, где выращивают картошку и помидоры - просто кусочек леса, где построили эти самые домики, проложили дорожки, и посадили цветы. Ах да, главное не написала. Это были обкомовские дачи - там проводили лето руководители партии и правительства Куйбышевской области с семьями. А папа у подружки был большим начальником. Поэтому его дача была максимально близко к Волге.

Отделяло ее от Волги небольшое трехэтажное здание. Такое, несколько помпезное, но на первый взгляд ничего особенного. Мы  с подружкой за забор, конечно, лазили, благо он был из обычного штакетника, но к зданию близко не подходили) Родители просили этого не делать.

И рассказали нам, что этот дом называется Домиком космонавтов, и что там отдыхал после полета Юрий Гагарин.

Вот этот Домик.
Построен в 1958 году. И остался бы прежним, ничем не примечательным "имуществом партии", обкомовской гостиницей, если бы в 1961 году Юрий Гагарин не прожил бы там 2 дня. Кстати, там были все - и Королев, и Герман Титов, И Валентина Терешкова..

Здание гостиницы Обкома КПСС в Куйбышеве. Вид со стороны фасада, обращенного к Волге.Фото 1958 г.


Здание гостиницы Обкома КПСС в Куйбышеве. Главный подьезд к дому со стороны парковой зоны.Фото 1958 г.


Интерьер обеденного зала на втором этаже.
Архитектор Алексей Григорьевич Моргун со своей супругой (тоже архитектором) Галиной Васильевной.Фото 1958 г.


Это фото из семейного архива некоей Ольги)) Ее отец фотографировал Гагарина с Титовым


А вечером 12 апреля Юрий Гагарин играл в модный тогда бильярд с Германом Титовым


А это уже июнь 1963 года
Летчики-космонавты  В.Терешкова, В.Быковский, члены Госкомиссии и руководители Куйбышевской области на крыльце Дома над Волгой.
20 июня 1963 года.


Фотографии отсюда

Приведу еще воспоминания А.Ф. Козлова, в то время майора КГБ
[Spoiler (click to open)]
- Обеспечение порядка и охраны во время приезда первых лиц страны входило в обязанности второго отдела, поэтому особого инструктажа не было. Мы знали, что и как делать.

Располагались высокие гости обычно по одному адресу -обкомовском коттедже на 1-й просеке, фешенебельной, по тем временам, даче на самом берегу Волги (теперь ее называют "домик космонавтов"). В охранных мероприятиях обычно участвовали человек пять во главе с Виктором Яковлевичем Стрельцовым, я считался его неофициальным заместителем. Так было и на этот раз.

Пребывание Гагарина в Куйбышеве проходило в обстановке полной секретности (официальная версия звучала так: "в одном из волжских городов").

Почему выбрали Куйбышев? Во-первых, двигатели, впервые поднявшие космический корабль на околоземную орбиту, создавались на наших заводах. Во-вторых, космические дела курировали военные. Саратов входил в Приволжский военный округ, а штаб округа находился в Куйбышеве. Да и приземлился "шарик" хоть и на саратовском поле, но на самой границе с нашими южными районами. Аэродром. На поле - скромный военный самолет. Я увидел Гагарина уже идущим в направлении к нам вместе со встречавшими его военными из округа. Невысокий, крепкий такой парнишка в шлеме и голубоватом комбинезоне. На одежде - никаких опознавательных знаков или, скажем, герба страны. Идет, улыбается, ступает спокойно, уверенно, будто и не из космоса только что, где до него никто не бывал. Сел в машину, наша -следом. В коттедже после недолгого врачебного осмотра Гагарин вышел к нам уже в защитной форменной рубашке - с майорскими погонами (взлетел-то старшим лейтенантом, помните?).

Сюда на дачу доставили (с Байконура?) и его рабочий, ношеный, старлейский китель. Это была очень комичная сценка: один из полковников, осторожно ступая, нес его на вытянутых руках… Даже мы прыснули… К слову, чуть позже в нашем военторговском ателье (оно тогда было на улице Венцека) Гагарину пошили полный комплект парадной и повседневной одежды и шинель. Мастера снимали мерку, делали примерки здесь, на даче. Космонавт обновками остался доволен. В тот первый день после полета Гагарин не прилег ни на минутку.

Все время был среди людей - хорошо это помню. Держался просто и дружелюбно, но несколько замкнуто что ли. До доклада на Госкомиссии ему (и всем последующим космонавтам тоже) было строго-настрого запрещено обсуждать или рассказывать о своих впечатлениях. Даже самую малость.

Всем, конечно, было очень интересно узнать, что да как, но понимали -нельзя, и вопросов не задавали. Б к вечеру приехали из Москвы и с Байконура Главный конструктор С.П. Королев, президент АН СССР М.В. Келдыш, ученые, будущие космонавты, дублер Гагарина -Герман Титов. Бросалось в глаза, как тот был расстроен… Но с Гагариным у них отношения были дружеские. "Молодняк" космический я тогда в лицо не запомнил, в памяти остались только Титов и Волынов: уж больно видный был парень. Да и все ребята были обаятельные, держались вместе веселой гурьбой, при них всегда магнитофон, песни...

Гагарин тоже был с ними, но как бы - или мне так казалось - и не с ними. В бильярдной как-то вижу - ребята играют, смеются, а Юрий чуть в стороне. Тогда я впервые к нему подошел, поздравил с успешным завершением первого в мире космического полета. Он пожал мне руку, улыбнулся: "Спасибо"…

Еще запомнилось. Гагарин снимает трубку: "Девушка, мне нужно поговорить со Звездным". В ответ: "Назовите пароль и номер счета" -Тот: "Пожалуйста, наберите мне номер, у меня нет счета, - и после неловкой паузы - я Гагарин". А ему снова: "Назовите пароль, номер счета…" И отключили.

Разговор все-таки состоялся, по моему заказу. В тот первый его приезд я не слышал, чтобы Юрий Алексеевич шутил. Вот когда мы встретились во второй раз, в августе того же 1961 года, когда он встречал здесь Титова, это был совсем другой Гагарин! Смешливый, веселый, сыпал анекдотами. Видимо, в апреле он был весь сосредоточен на пережитом и на предстоящем отчете перед Королевым и Госкомиссией.

Отсюда


Нынче домик выглядит вот так:


В результате реконструкции, проведенной в 90-е, внутренние интерьеры полностью разрушили и изменили. Достроили зал заседаний, соединив его с Домом космонавтов галереей.

И называется это здание теперь "Дом над Волгой".
Кому теперь принадлежит это здание, я не знаю. Территория огорожена высоким забором, туда не пускают никого.
Даже генерального конструктора ЦСКБ "Прогресс" Дмитрия Ильича Козлова в день космонавтики 2001 года, в 40-ю годовщину полета Гагарина, не хотели пускать! Уму непостижимо!

Статья об этом инциденте
[Spoiler (click to open)]
По материалам газеты "Самарская правда", 19 марта 2001 г.
ПРОСТО КОЗЛОВ. Раньше было проще пообщаться с Горбачевым, Ельциным, чем встретиться с ним...
«Зачем мне Гагарин?» 9 марта 2001 года (Рассказывает Дмитрий Ильич Козлов)
«А вы знаете, что со мной сегодня произошло? - раздается в трубке спокойный будничный голос. - Я подумал, надо бы в день полета Гагарина, через сорок лет, собраться всем, с кем мы работали, строили здесь, в Куйбышеве, первые две ступени корабля «Восток». Специалисты «Прогресса» собирали «семерку», а конструкторское сопровождение было за ЦСКБ, тогда филиалом №3 королевского ОКБ-1... Где нам собраться? Конечно, в «домике Гагарина». А меня охрана не пускает: не положено! Объясняю: я - генеральный конструктор и генеральный «директор ЦСКБ-«Прогресс»..., документы показываю. Не знаем никакого Козлова, твердят, и все. Машину какую-то легковую при мне без всякой проверки пропустили, а мне - вход воспрещен. Я им звания свои перечислил, объяснил, что я - почетный гражданин Самары. Впустую! Понял, что это теперь объект для VIP-персон и выше... Кое-как вызвали администратора по имени Галина. Я ей снова начал объяснять, кто я и зачем мне нужно в комнату Гагарина. Ушла звонить начальнику финхозуправления обладминистрации Рыжковой: можно ли меня пустить... Пока ходила, я охранника спрашиваю: «А Гагарина ты знаешь?» Он мне: «Нет. А зачем мне?» В здание меня Галина впустила, а комнату Гагарина так и не открыла: то ли ремонт там затевается, то ли ключи где-то далеко... Не вы­шло! А ведь столько лет назад я обращался к властям, чтобы открыли в этой комнате музей - для народа. Несколько писем посылал. Без ответа».
Некая госпожа Рыжкова из финхозуправления Белого дома так и не разрешила войти в комнату Гагарина человеку, который строил корабль «Восток», встречал Юрия Алексеевича на Земле. Чиновное разрешение не получил ученый, ученик и коллега Сергея Королева, дважды Герой Социалистического Труда, кавалер четырех орденов Ленина, орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени, других высоких наград, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР и России, почетный гражданин Самары и Тихорецка... (Награды и звания Дмитрия Ильича можно перечис­лять и дальше).
Вот так походя унижают гордость России! Простите, Дмитрий Ильич! У нас нет ключей от «объекта», но у нас есть совесть.    Нас очень и очень много...



Музей Ю.Гагарина, насколько я знаю, в этом здании так и не открыли.
Но зато у нас есть музей Дмитрия Ильича Козлова. "Самара космическая". И это радует.


Материалы отсюда:
http://retrofonoteka.ru/sovarch/dom/

космос, герой, человек - глыба

Previous post Next post
Up