Я работаю в проектном институте. Поэтому перемещаясь по Греции я рассматривала древние памятники архитектуры и строительства не только как турист. Очень интересно было видеть как перекликаются древние технологии строительства с современными. И те технологии которые применялись тогда, применяются и сейчас.
1.
2.Критское и микенское строительное искусство. Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы. Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и канализацией.С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры. Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на материк и создать там укрепленные крепости. При сооружении их использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных камней, называемая циклопической..
3.Микенские поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя. Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.
4.Гробницы , представлявшие собой круглые в плане подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим.
5.Из гробниц наиболее известна так называемая
Сокровищница Атрея! (недалеко от Микен). Ее диаметр - 14 м, высота купола - 13 м.
6.В качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны и колонны.
7.Последние имели деление на базу, ствол и капитель.
8. База простой формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу, приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним .
9.
Для уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой плитой, украшенной рельефом.
10. В Сокровищнице Атрея тонкой плиты нет. В ней эти треугольные отверстия используются ещё и как вентиляционные продухи.
11.Характерным примером в этом плане являются так называемые Львиные ворота Микенского акрополя .
Древнегреческая архитектура. В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.
12.театр Ирода Аттики.Акрополь. Афины.
13.Стадион в Дельфах.
Храм. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба.
14.Сокровищница в Дельфах.
С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов.
15. Пропилеи. Акрополь. Афины.
Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.
16.Дельфы. Руины храма Аполлона.
Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны.
17. Эрехтейон. Кариатиды один из видов колонн-скульптур.Акрополь. Афины.
В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.
С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении многих столетий в разных архитектурных стилях. В отличие от других разновидностей колонн, дорическая колонна греков была лишена базы. Так называемый энтазис (легкая припухлость, максимум которой приходился на одну треть высоты колонны) достигался за счет плавно нарастающего от основания к капители уменьшения диаметра ствола. Дорическую капитель образуют круглый, подушкообразной формы эхин, в нижней части которого прорезались канавки (т.н. ремешки), и большая лежащая на нем квадратная в плане плита - абак (или абака). Как правило, стволы греческих колонн каннелированы. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена - аттик.
18. Парфенон. Акрополь. Афины.
Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.
19. Эрехтейон. Акрополь. Афины.
Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.
20.Амфитеатр в Дельфах.
Основная форма древнегреческого жилого дома- тот же мегарон, т.е. дом в одно помещение. С передней стороны дома располагался атриум - прихожая с верхним естественным светом. Постепенно, с расширением занимаемого домом пространства во все стороны, атриум превратился во внутренний двор. Позже появился и задний двор с колоннами (перистилиум). Окна жилых комнат выходили на задний двор, а с фасада древнегреческий дом был закрыт.К сожалению, мало информации о том, как древнегреческий дом выглядел изнутри. Известно то, что стены его расписывались, деревянный потолок набирался из толстых балок и имел расписные кессоны (углубления на потолке правильной геометрической формы). Пол украшался каменной мозаикой или покрывался коврами.
21.Каменная мозаика пола жилого дома.
Вергина.
22.Часть фундамента с полом. Вергина.
23.Часть фундамента с полом. Вергина.
24.плитка для пола. Вергина.
25.украшения для стен. Вергина.
26.Мозаичное панно из дома богатого Вергинца. Хозяин дома изображен в виде какого-то бога. Тогда это было модно.
27. Фрагмент мозаичного пола одного из богатых домов. Вергина.
Основным строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке).
28.
Так, при первоначальном строительстве Акрополя использовался известняк, а при реконструкции - мрамор.
29. Парфенон. Акрополь. Афины.
30.Мраморные элементы найденные на холме Акрополя.
Жилые постройки возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного.К стати, вот такой способ кладки возник из-за сейсмики. При землетрясениях такие стены пружинят а не трескаются и разваливаются.
31.
Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях. Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб.
32. Подпорная стенка построена подгонкой камня к камню, без какого либо ратвора. Стоит несколько тысяч лет. Много что пережила и выдержала.
Установка архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей.
33. Углубление, с боку шип.
34. Отверстия в которые вставлялись деревянные клинья
35.
36. капитель с какими-то техническими вырезами на верху.
37.
38.
39.
40.А это пример средневекового строительства. Стена монастыря в
Метиорах. В стене виден деревянный брус, который использовался как амортизатор при землетрясениях.
Римские бани. Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть II. Водосток. Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть III.