Оригинал взят у
alexander_nv в
Две цитаты о константиновском периоде.С другой стороны, теократическая идея была признанием частичной реализации эсхатологии. Царствование Христа в Империи, т. е. в мире уже наступило, хотя не наступило царство Божие на земле, которое наступит полностью в момент пришествия Христа. Не следует думать, что византийская мысль допускала возможность построения царства Божьего на земле. Византийский басилевс понимал, что его империя не царство Божие, сознавая греховность и несовершенство своего царства и свою личную греховность. На земле царствование Христа осуществляется только в лице императора, как наместника Божьего, который сам находится под властью Божьей: «Rex terrenus sub rege caelesti, rex caelestis super omnia» (August. In. Ps. 55, 2). Тем не менее, частичная реализация эсхатологии приводила к анабиозу самой эсхатологии. Не может быть того страстного ожидания Христа, когда Христос, как Кириос, царствует в Империи, в своей идее имеющей вселенский характер (икумени), через Своего помазанника, деятельность которого направлена к исполнению воли Божьей. Полная реализация эсхатологии отодвигается в далекое неопределенное будущее. В центре внимания богословской мысли стоит индивидуальная эсхатология, занятая тем, что ожидает душу после смерти.
Протопресвитер Николай Афанасьев. "Ей, гряди, Господи Иисусе".
Но "откуда начати плакати"? Откуда все это началось? Я вам говорил уже, что в IV веке это началось. Константин равноапостольный - так его церковь чтит - нашел необходимым прекратить гонение язычников и издал эдикт 313 года, по которому уравнивались все религии. Все верующие имели одни и те же права. Каждый мог исповедовать свою веру. Это прекрасное, конечно, положение. Но беда была вот в чем. Римская империя приближалась к разрушению. Император Константин раньше опирался на язычников, а поскольку язычники выдохлись, их вера уже потеряла силу, в то время как христианство победоносно шло вперед, - вот он и решил уравнять все религии, а потом христианство сделать господствующей религией. Здесь начало нашего падения. Константина признали равноапостольным, а я, грешный Сергий, говорю, что это начало нашего падения. Церковь Христова никогда не может быть господствующей. Если церковь-господствующая, от нее Христос отходит. Так и случилось.
Архимандрит Сергий (Савельев). Проповеди.