Зачем в Париж ездить несколько раз? Потому что из него легко уехать на один день! Если вы уже посмотрели столицу, и остались в живых - смело планируйте однодневную поездку в Подпарижье: я уже была в Версале, Фонтенбло, Шартре, а в этот раз мне удалось съездить в Шантийи, Во-ле-Виконт и Рамбуйе. В Шантийи нашлось все, что я люблю: ренессансный замок, художественные сокровища, парк, созданный не абы кем, а самим Андрэ Ленотром, и необычная достопримечательность - грандиозные конюшни с настоящими лошадями, дающими представление для зрителей
На поезде из Парижа с Северного вокзала (Gare du Nord) до станции Chantilly-Gouvieux всего 25 минут, дальше можно до поместья доехать на автобусе DUC (выйти на остановке Chantilly, église Notre-Dame) или прогуляться минут двадцать. Я, конечно, выбрала прогулку.
Хорошенький домик для обмена книгами на площади возле железнодорожного вокзала
Практически сразу после вокзала Шантийи перехожу дорогу, похожую на зеленый тоннель, и попадаю в большой парк-лес, примыкающий к усадьбе
Приятно прогуляться по лесным лошадиным тропинкам
А потом я вышла на большие лужайки с загонами для лошадей. Был выходной день, и местные отдыхали рядом с великолепными стенами, созданными цветущими каштанами. Территория поместья огромная, поэтому от конюшен до самого замка потом еще идти минут десять
Если вы думаете, что я уже дошла до замка, то удивитесь, узнав, что здание на следующей фотографии - это конюшня! Кто хочет записаться в лошади, поднимайте руки. Причуды современных миллионеров с бриллиантовыми нарядами, маникюрами-педикюрами-массажами для мини-собачек выглядят жалко на фоне этого лошадиного Версаля. Причем на фото только крохотная угловая часть этой самой большой в Европе конюшни. Этот шедевр архитектуры был построен в XVIII веке архитектором Жаном Обером (Jean Aubert) для Луи-Анри де Бурбона, седьмого принца де Конде. После неудач на политическом поприще и финансовых махинаций во время регенства при малолетнем Людовике XV принц был сослан в свою усадьбу Шантийи, и начал развлекаться масштабным строительством и украшением поместья. Он же организовал в поместье производство фарфора Шантийи
Внутри конюшни высоченные сводчатые потолки и много естественного света. Самое интересное - это то, что здесь до сих пор живут настоящие лошади и пони
Даже кормушки-поилки в каждом стойле сделаны на века
У каждой лошади над стойлом табличка с именем. Вот эту серую в яблоках лошадь кличут Пилон. А в маленьких стойлах живут ослики и пони
В бывших помещениях для хранения экипажей расположился музей лошади, это целых пятнадцать комнат вокруг внутреннего двора. Экспозиция посвящена истории взаимоотношений человека и лошади. Здесь я подчерпнула энциклопедические сведения о том, что живет лошадь 20-30 лет, 14-16 часов в день тратя на еду и выпивая 20-40 литров воды. А затем одна лошадь выделяет в среднем 15 кг навоза и 4 литра мочи в день, поэтому в крупных городах конца XIX века - Лондоне, Париже, Нью-Йорке - 200-500 тыся лошадей оставляли на улицах огромное количество навоза. Проблему решили радикально только в двадцатом веке - на смену аромату лошадиного навоза пришли выхлопные газы автомобилей
На литографии XIX века изображены основные породы лошадей и различные виды окраса. Основное видообразование лошадей происходило в Северной Америке, откуда по естественному мосту животные переходили в Евразию, когда это было возможно в отсутствие Берингова пролива и до образования мощного ледникового щита. Интересно, что в Северной Америке лошади вымерли к середине VI тысячелетия до н. э. И только в ходе европейской колонизации в XVI веке туда снова были ввезены домашняя лошадь и осёл. Одичавшие популяции ввезённых лошадей стали известны как мустанги
А ниже подобная таблица с классификацией лошадиных пород, нарисованная в далеком Непале в XVII веке
Пара обрядовых лошадей из полихромной
терракоты, Китай, VI-VII вв. Очень изящные фигуры, даже развевающуюся гриву скульптору удалось изобразить. Вероятно, что эти терракотовые лошади так называемые мингки (Mingqi ) - "сосуды для призраков", такие статуэтки мужчин, животных или предметы из повседневной жизни клали в могилы, чтобы обеспечить комфорт умершему в загробной жизни
Красивое деревянное седло из Китая, XIX в. Тяжелое, наверное, а еще и человек сверху садился. Благо, что легкий китаец
В одной из витрин были выставлены экземпляры важного приспособления, изменившего ход истории - это знаменитое стремя. Ученые говорят, что удачи кочевников и татаро-монголов в стремительном продвижении в Европу, были во многом обусловлены тем, что у них уже было стремя. При использовании стремян всадник может упираться на стремена ногами и маневрировать центром тяжести, сохранять равновесие, верховая езда и посадка становятся более четкими и надежными. Благодаря использованию стремян у всадников появилась возможность наносить сабельные удары и более точно поражать противника из лука
Судя по разнообразию украшений на стременах, люди прошлых эпох хорошо осознавали важность этой детали лошадиной экипировки. Вот головы мифических драконов на китайских стременах XVIII века
А это необычное деревянное стремя с головой обезьяны из Перу, XIX в
Интересные изогнутые стремена "абуми", украшенные бабочкой, из Японии эпохи Эдо
Другая важная часть экипировки наездника - это шпоры. Они были изобретены задолго до стремени, еще до нашей эры. В средние века шпоры получают большое значение и делаются признаком благородства и власти. Посвящаемому в рыцари прежде всего надевали шпоры, вассалы, принимая присягу, снимали их. Рыцари носили шпоры золотые или золоченые, их оруженосцы - серебряные
Вот такие на первый взгляд устрашающе длинные шпоры скорее всего были предназначены для закованной в броню лошади. При введении латного вооружения, когда стали и коней покрывать броней, шпоры достигли величины не менее фута, с репейком, лучи которого достигали дюйма и больше; при меньшей длине нельзя было бы достать бока лошади, скрытые под доспехами
Традиционная расписная телега с Сицилии, 1857 г, Артуро Витторио Артеллини. Красные тележки украшали военными сценами
На телеге эмоциональная сцена "Разграбление Мантуи" времен короля Сицилии Рожера
Неожиданно после лошадей в разных видах было увидеть жирафа, зайца и зебру. Это тоже своеобразные "лошадки", потому что эти деревянные животные были сняты со старой карусели. Чаще всего сиденьями на карусели выступали фигуры лошадей, но были и вот такие красивые альтернативы. В XVI веке каруселями называли праздники, пришедшие на смену рыцарским турнирам: конные балеты и показательные выступления всадников. В XVIII веке пародируя показательные выступления всадников французские инженеры начали строить аттракцион - вращающуюся платформу, с установленными на ней деревянными лошадьми, сидя на которых посетители должны были снимать копьем кольца со столбов или поражать установленные по кругу мишени. И сейчас карусель стала одним из символов Франции, обожаю эти красивые двухэтажные французские карусели!
А потом мы все пошли смотреть конное представление, которое дают вот в просторном помещении, похожем на собор. Под 28-метровым величественным куполом можно разместить 600 зрителей
Представление длится 30 минут, девушки-наездницы показывают достижения лошадей после долгой дрессировки. Уже более 30 лет труппа Шантийи разрабатывает конные шоу и демонстрации, посвященные искусству верховой езды, сочетая поэзию, акробатику и юмор. К сожалению, юмор я могла оценить только по смеху окружающих, потому что наездницы вели рассказ на французском языке
Кони очень красивые, особенно люблю вот такую масть бежево-розовую. В испанской
Севилье подобная лошадка катала туристов по городу
От конюшни до замка минут пять-десять пешком, но внутрь мы пойдем уже в следующий раз, там есть на что посмотреть