Этот рассказ я написал для сайта theravada.ru, когда воспоминания о поездке ещё были очень свежи... Сейчас они начали понемногу стираться... Самое время закрепить пройденный материал!
Утро. Центральный вокзал Варанаси. В ожидании поезда до Гаи я сижу на скамейке и строчу свои заметки о путешествии по Индии. Ничего особенного - обычное перечисление фактов, впечатлений, забавных ситуаций… и тут вдруг слышу, что поезд мой задерживают на 40 минут. «Ну, ничего страшного», - думаю я, и отправляюсь изучать здание вокзала и прилегающие территории. Возвращаюсь к назначенному времени, а на табло новая информация - поезд задерживают ещё на час… Потом ещё на один… В итоге я уехал на три с лишним часа позже планируемого.
Найти свой вагон в поезде и место проблем не составляет. Вагоны второго и первого класса расположены, как правило, в середине поезда. Внутри они ничем не отличаются от наших стандартных купейных вагонов, разве что вместо дверей развешаны плотные шторы. Моими попутчиками была семья индусов, по виду и манерам какие-то интеллигенты. Перебросившись стандартными в таких ситуациях фразами, я попросил их сказать мне, когда будем приближаться к Гае, и задремал.
Дорога заняла всего несколько часов, и вот я уже практически у цели. Осталось преодолеть около 15 км на рикше. Видимо от усталости после Варанаси и недосыпания, у меня не было абсолютно никакого желания торговаться с водителем. Он предложил довести за 200 рупий, я говорю «180 и поехали». Поехали! Дорога от Гаи до Бодхгаи в общем-то ничем не примечательна, типичные для Индии пейзажи и запахи, удивлённые взгляды со стороны, шум, пыль, нескончаемый гул клаксонов…
Я попросил рикшу высадить меня на центральной площади, откуда было удобно отправиться на поиски ночлега. Сразу скажу, что изначально я планировал ночевать в Бодхгае только в монастырях. Во-первых, ночлежек за «100 рублей» мне предстояло ещё немало, а тратить большие суммы на отели в мои планы не входило ну никак. Во-вторых, в Бодхгае есть храмы и монастыри практически всех традиционно буддийских стран, каждый сам может выбрать, что ему ближе. Определённые ограничения, конечно, существуют, но в целом картина именно такая. Ну и где ещё, как ни в Бодхгае, стоит остановиться в буддийском монастыре.
Первое впечатление от Бодхгаи - это Сарнатх, увеличенный в несколько раз. То же разнообразие храмов и монастырей, толпы монахов и паломников, не слишком навязчивые продавцы и всякого рода «хэлперы» и «фрэнды»... Всё это было так контрастно по сравнению с Варанаси, что первое время я просто шёл, даже не смотря в карту, просто пытаясь понять, что же здесь происходит?
И тут подлетели местные мальчишки с улыбками до ушей, вопросами кто-откуда, предложениями купить какую-нибудь безделушку и т.д. Раз хотят помочь, подумал я, пусть помогут. «Покажите мне дорогу до бутанского монастыря». Ребята оказались не промах, повели меня по самым окольным путям. Зато дошли быстро.
За воротами монастыря я поначалу встретил только одного человека - он старательно мыл посуду и кухонные принадлежности возле колонки. Поздоровавшись, я попытался объяснить ему, что мне, собственно, нужно. Оказалось это ну очень не просто: и мой английский не назовёшь литературным, а его - и подавно. Но в итоге мы друг друга поняли, и он отвёл меня в здание для паломников и предоставил в полное распоряжение шикарную двухместную комнату с горячей водой и - самое важное! - антимоскитной сеткой над кроватью. Важность этого я познал чуть позже, когда ночевал в бирманской вихаре.
Сам монастырь просто неподражаем. На следующее утро мне довелось увидеться и с настоятелем, когда я зашёл в здание храма, он вместе с другим монахом исполнял какой-то ритуал. Когда действо закончилось, я попытался с ним поговорить, но это оказалось ещё сложнее, чем с тем человеком у колонки - в английском настоятель оказался не силён, впрочем как и я.
Днём я отправился гулять по храмам и монастырям. Первым делом посетил близлежащие к бутанскому монастырю японские храмы Ничирен Дайдзёкью, построенный в 1983 году и Индосан Ниппондзи, который был открыт президентом Индии В.В.Гири в 1973 году. Как написано в путеводителе, храм принадлежит международной буддийской организации «Кокусай Буккьо Корьо Кьёкай». При одном из храмов состоит что-то типа детской школы-интерната.
Чуть в стороне от японских храмов расположена одна из жемчужин Бодхгаи - огромная статуя Будды, окружённая статуями его учеников.Здесь фотографы предлагают сделать снимки в красивом оформлении, а «хэлперы» покатать на байке по Бодхгае и окрестностям. В стандартную программу входят второе дерево бодхи, куда «ни один рикша вас не повезёт», пещерный комплекс километрах в 10 от города, чантинг в тибетском монастыре. Остальное - на ваше усмотрение.
Если вы скажете им что приехали из России, она наверняка вспомнят что у них в России есть друг. Впрочем, как показалось, если скажете что держали путь из Федеративной республики Микронезия, наверняка и там у них найдутся друзья.
Тибетские монастыри радовали глаз богатой отделкой и удивительными рисунками внутри. Подходя ближе к тайскому монастырю я увидел ещё одну необычную статую Будды во дворе All India Bhikkhu Sangh. А вот, наконец, и самый, на мой вкус, прекрасный монастырь Бодхгаи - Королевский тайский монастырь. Построили его в 1957 году в виде копии Мраморного Храма в Бангкоке, как утверждает путеводитель. А правда это или нет, пусть скажут люди, бывавшие в этом самом Мраморном Храме.
Во дворе бангладешского монастыря позабавил размер ящика для сбора подаяний. Жаль внутри никого встретить не удалось, хотя двери в помещения были открыты. Китайский жёлтый монастырь запомнился аскетичностью и тремя статуями за стёклами. К сожалению, вьетнамский монастырь Вьен Джяк, расположенный далеко в стороне от всех остальных, в этот день оказался закрытым.
Следующий день был посвящён центру Бодхгаи - храму Махабодхи. Полагаю, посетители данного сайта прекрасно знают, что это за место, и с чем оно связано. Вряд ли я смогу привнести в его описание что-то новое. Дам только один совет - не стоит посещать храмовую территории в разгар дня. Пожалейте свои стопы. В какой-то момент плитки раскалились настолько, что я смог передвигаться только коротенькими перебежками от одной тени до другой. У самого входа есть хороший книжный магазин с достаточно богатым ассортиментом. Как я понял, сам вход на территорию храма бесплатный, но за фотографирование нужно заплатить 20 рупий. Внутри храма хранится неподражаемая статуя Будды. Статуя датирована 4 веком и, как говорят гиды, сделана из чёрного мрамора, но была позолочена верующими.
В свою последнюю ночь в Бодхгае я решил сменить место дислокации. И столкнулся с новой-старой проблемой. При «выписке» из бутанского монастыря я, разумеется, подошёл к настоятелю с вопросом о том, как лучше сделать пожертвование за предоставленный мне кров. Снова мы долго и тщетно пытались понять друг друга, в итоге настоятель отправил меня к тому самому человеку, который и выделил мне комнату. Однако ж и с ним найти общий язык не удалось. Я так и не выяснил для себя, то ли эти люди действительно не понимали о чём речь, то ли в монастыре просто не берут денег за ночлег. В конце концов, я просто протянул любезному человеку купюру в 500 рупий со словами благодарности, чем вызвал на его лице огромнейшее удивление.
Билет на следующее утро до Агры был заказан у господина Шахабуддина из Middle Way Travels (действительно, путеводители не врут говоря, что этот человек может достать любой билет на любую дату. Ещё и книжку в дорогу на русском языке для меня откопал). Выезжать из Бодхгаи нужно было очень рано утром, поэтому я отправился ночевать на окраину, в бирманскую вихару. Да, по сравнению с бутанским, этот монастырь являл собой образец аскетизма. Для паломников и просто путешествующих во дворе построено несколько зданий, каждое по 3-4 этажа в высоту. Существенный плюс - многие работники прекрасно говорят по-английски, цена за ночь фиксированная - 100 рупий. И вообще этот монастырь оставил, наверное, самое сильное впечатление от всех дней, проведённых в Бодхгае. Непередаваемая атмосфера душевной теплоты, множество монахов, добрых и отзывчивых людей, готовых помочь и просто побеседовать.
А рано утром я уже мчался на вокзал Гаи, чтобы покинуть Бодхгаю и продолжить своё путешествие по Индии. Бодхгая породила во мне много вопросов. Перед поездкой в святейшее для буддизма место я не ставил себе цели ехать туда за каким-то откровением, не ждал что моя жизнь перевернётся, разделится на до и после Бодхгаи… Поэтому и говорить о оправдавшихся или неоправдавшихся ожиданиях нет смысла. С уверенностью можно сказать только одно - ехать в это место стоит однозначно. Оно настолько необычно, ему удаётся быть непередаваемо многообразным, сохраняя при этом единую магистраль существования. Здесь время не играет никакой роли. Бодхгая - это островок безмятежности в буйном Индийском океане.