Получил рассылку, выпущенную по итогам питерского семинара Левитаса, в которой приводятся его некоторые «маркетинговые советы».
Один из маркетинговых советов выглядит так (цитирую из рассылки дословно):
«Владелец зоомагазина пригласил учеников окрестных школ на экскурсию по его магазину в рамках урока природоведения. В конце экскурсии каждый из детей получил подарок - живую золотую рыбку в полиэтиленовом пакете с водой и брошюру с информацией о том, как за этой рыбкой ухаживать. В результате родители многих из этих детей вынуждены были купить для рыбки аквариум, аэратор, водоросли, специальный корм и другие товары, совокупная стоимость которых в сотни раз превышала стоимость самой рыбки.»
С.С.:
Скажите, это только мне одному кажется, что это не маркетинг, а скотство и издевательство над животными, детьми и их родителями?
Попробуйте поставить себя на место родителей этого ребенка. Представьте себе, что такой фокус проделали с вами. Какие чувства и желания вызывает у вас такой «маркетинг»?
Лично у меня эта ситуация вызывает желание сделать продавцу что-нибудь нехорошее всеми доступными мне способами. От законных, вроде кляуз в природнадзор, СЭС, пожарную и налоговую инспекции и пикета партии «зеленых» у входа в магазин, до не самых законных, вроде разрисовывания магазина баллончиком с краской и закидывания тухлыми яйцами силами проплаченных местных гопников.
Потому что зло должно наказываться. Даже если формально оно не нарушает закона.
Аналогичные чувства у меня возникают по отношению к «маркетологу», который дает такие советы. Для меня это не «маркетинг», а скотство.
А вот Левитас, как видите, считает такие приемы нормальными и допустимыми, называя это «маркетингом».
Тогда нужно понимать, что любые маркетинговые приемы условно делятся на две части. Я их для себя называю следующими терминами:
- Партнерский маркетинг
- Паразитский маркетинг
Главное отличие этих подходов друг от друга в следующем:
Партнерский маркетинг ставит на первое место задачу удовлетворения интересов клиента, т.е. работает по принципу «win-win». В результате сделки и продавец и покупатель остаются довольны, причем не только в момент сделки, но и после ее окончания. Главный принцип партнерского маркетинга - изучение интересов клиентов для их наиболее полного удовлетворения. Другими словами, «Маркетинг - это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения клиента» (Питер Друкер).
В отличие от него, паразитский маркетинг ставит на первое место интересы продавца, которому нет нужды заботиться об интересах покупателя, а есть задача любыми способами впарить свой товар. В этом случае маркетинг и продажи превращаются в игру «win-lose», при которой прибыль продавца растет за счет продажи покупателю товаров, ценность и нужность которых для него сомнительна. В том числе путем давления, психологических манипуляций, приукрашивания действительности или даже прямого обмана.
Собственно, в работах отцов-основателей маркетинга вроде Питера Друкера или Филипа Котлера маркетингом изначально назывались именно подходы партнерского маркетинга. А для паразитского маркетинга, с моей точки зрения, правильнее было бы подобрать какое-нибудь другое слово: не «маркетинг», а, скажем, «впендюринг». Когда главное - это «больше денег от вашего бизнеса» любой ценой, а главный аргумент в пользу сомнительных маркетинговых фишек - «это тоже работает».
Ну да, это тоже работает. Можно раздавать бесплатно золотых рыбок, не думая о том, как их возможная гибель отразится на психике детей.
Только когда разъяренные родители придут бить стекла вашего магазина, задумайтесь, что это тоже может быть следствием применяемых вами "маркетинговых приемов".
Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:
25 ноября - Сергей Спирин,
«Основы управления инвестиционными рисками»1 - 5 декабря - Сергей Спирин,
«Формирование инвестиционного портфеля»9 - 10 декабря - Сергей Спирин,
«Личный инвестиционный план»20 декабря - Сергей Наумов,
«Инвестирование в ETF через брокера» Другие мои ресурсы: ■
Facebook ■
ВКонтакте ■
Twitter ■
YouTubeЖЖ-сообщество
my_fin