Александр Таиров и Ян Ван Эйк. Хлеба и зрелищ

Dec 25, 2016 00:47

Думаю, все знают эту картину - "Портрет четы Арнольфини" нидерландского художника Яна Ван Эйка. До боли знакомое лицо - Лондонская национальная галерея даже переместила эту картину в центральный зал, в самое доступное место.  Все хотят посмотреть на Путина)

А я побывала на лекции Александра Таирова в Центре изобразительных искусств (когда они уже придумают себе запоминающееся название). Лекцией встречи Александра Таирова назвать сложно, настолько воодушевляюще, интересно и эмоционально он рассказывает о творчестве разных художников. Эмоционально и очень технически подробно о художественной составляющей, об исторических и экономических предпосылках каждой картины. Такой объемный взгляд просто завораживает.  Я вот сто лет в драматическом театре не была, и как-то не тянет - слишком все там фальшиво кажется и скучно.

Но за данную лекцию 300 рублей не жалко, без сомнения. Очень даже рекомендую сходить вживую, или посмотреть видео. https://vk.com/art_meeting_nsk  Но живьем интереснее.



Что мы тут видим. Дело происходит в начале 15 века. Зажиточные люди решили сочетаться законным браком. Кажется, что все просто - но символы присутствуют кругом.
Например, окно. Не зря мы там видим какие-то листочки и небо - нет, жизнь не замыкается в этом богатом интерьере, и брак - не повод замнуться в семейном гнездышке. Там, за окном- соблазны и удовольствия,  они есть и будут присутствовать в жизни.
Хитрые лица персонажей тоже говорят о том, что им палец в рот не клади, опущенный вниз взгляд женщины весьма неоднозначен.
Но  рядом собачка - символ верности.
Горящая свеча - символ присутствия бога. Зеркало - линза,что там в этом искаженном сознании,  там кто-то в нем отражается, какие-то гости?
Красный цвет - символ страсти, и фрукты говорят о наслаждении. Зеленый - знак  красоты и добропорядочности. Хотя, мы доподлинно не знаем - жена ли это.
Мужчина и женщина подают друг другу руки - они заключают брак. В те годы не надо было ходить в церковь для того, чтобы назвать себя мужем и женой.

Я, конечно, не собираюсь тут пересказать всю лекцию, пишу, что запомнилось про тяжелую жизнь в 1420 годы.



В такой уютной обстановке проходит встреча. Спасибо за множество качественных репродукций.



Бельгийский художник Ян Ван Эйк стоял у истоков Северного Возрождения. Что там творилось в начале 15 века? Времена были дикие, народ жил бедно, холодно, и тускло. После захода солнца все запирались в своих домишках и сидели при лучинке. И сама жизнь рассматривалась как промежуточное состояние на пути к чему-то светлому.

А так все было в прямом смысле серо. Краски были дороги, а масляные краски еще дороже.
Сейчас нам трудно представить, вокруг миллионы визуальных раздражителей - информационная перенасыщенность и мелькание ярких картинок. А в те годы даже цветная одежда была редкостью и привилегией очень богатых граждан. Большинство одевалось в серые и коричневые одежды. Серые дома, серая осень и зима, без света и коммунального отопления.

Лучше всего ту беспросветность иллюстрирует фильм Фауст Сокурова. Все серое, холод, хрен-те знает какие хирургические операции, и только голубые глаза главного героя как-то не дают уйти из кинозала, чтобы забыть этот мрак. Рекомендую, отличный фильм.

Ну так вот. И в этой убогой жизни, где то неурожай, то война, то еще какая холера   вера в бога была нерушимой.







Портрет мужчины в красном тюрбане. Есть мнение, что это авторпортрет. Про Ван Эйка информации предельно мало. Даже дата рождения размыта - то ли 1390, то ли 1400.
Человек это был великолепно образованный - говорил на нескольких языках, впрочем, для европейцев той поры это было обычное дело. Служил при дворе герцога Филиппа Бургнудского он же Филипп Добрый. Действительно, добрый был человек, старался избегать вооруженных конфликтов по мере возможности.

Ван Эйк кроме живописи, что считалось крайне важным делом, занимался еще дипломатическими поручениями, чему отдал не один год. Также проектировал интерьеры и организовывал церемонии.

Кстати еще о визуальных эффектах. Тогда со стеклом была напряженка, всяких стразов, бижутерии тоже не было. И настоящие яркие драгоценности ценились еще больше, чем сейчас, если можно так выразиться. Например, тот же Филипп Бургундский мог вынести на площадь сундук со своими драгоценностями на показ народу. Дивись, граждане - какой я богатый.
Впрочем, века идут, а люди не разлюбили украшать себя каменьями)




Жена художника - Маргарет. У них было десять детей.




Гентский алтарь



Мадонна



Новосибирские зрители



Еще раз спасибо Александру Ивановичу за чудесное мероприятие.



Художественное отступление. Написала этот пост, а он был даже больше в полтора раза. Сидела больше часа - отправила на публикацию - и привет. Ничего не работает. Только половина восстановилась. Горите в аду, программисты этого богоспасаемого живого журнала.

мне понравилось, выставки, Новосибирск

Previous post Next post
Up