Я спросил тебя: - Зачем идете в горы вы?-
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
- Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! -
Рассмеялась ты и взяла с собой.
Действительно, зачем люди идут на гору? Что ищут на высоте восемь тысяч метров? Или есть деньги (60 тысяч долларов за восхождение) - значит попремся? Острые ощущения, романтика, коммерция - все в одном баллоне заканчивающегося кислорода.
Давно я хотела посмотреть кино про Эверест, но как-то не получается. Зато прочитала две книги про смертельную экспедицию 1996 года. По роману "В разреженном воздухе" Джона Кракауэра и был снят известный фильм-катастрофа.
И по следам Кракауэра книгу написал и проводник Анатолий Букреев в соавторстве с Вестоном де Уолтом - "Восхождение".
Безумно интересные книги, рассказывающие подробности как конкретной экспедиции, так и про покорение Джомолунгмы в целом.
Кракауэр и Букреев были непосредственными участниками событий, но Букреев расценил книгу и статьи Кракауэра как удар в спину, ведь американец описал его как человека, проявившего безответственность и неосмотрительность в тяжелый момент, и к тому же, как индивидуалиста, которым недовольны клиенты.
На самом деле, Букреев в ту несчастную ночь самолично спас троих человек из своей группы, провел спасательную операцию в адских условиях, за что получил даже благодарность сената США и награду американской альпинисткой ассоциации (название точно не помню).
Сначала мне попалась книга Букреева, потом Кракауэра. Эти книги дополняют друг друга разным взглядом на события и людей, разными эмоциями и трактовками. И обе очень интересные и трагичные. Кстати, после прочтения Кракауэра у меня не сложилось мнения, что он очень уж критикует Букреева. Скорее, он критикует всех, нагнетает в лучших традициях желтой журналистики, и как говорится, набрасывает говно на вентилятор. Такой уж он есть говнюк, даже пережив глубочайшую трагедию, и до сих пор чувствуя свою и чужую вину, переживая те события, Джон Кракауэр все равно не может остановиться. А может, он хочет освободиться от этого груза - обвинить кого угодно, только не себя. И еще раз - книга отличная, написанная простым языком, в быстром темпе, здесь есть и подробности маршрута, и история альпинизма в данном районе.
Джон Кракауэр - опытный альпинист и журналист издания "Outside". Он стал платным клиентом агенства "Консультанты по приключениям", экспедицию которого на Эверест возглавлял Роб Холл, известный новозеландский альпинист.
Анатолий Букреев (Казахстан). Известный альпинист, победитель многих соревнований по скоростному восхождению. На восхождении Букреев работал проводником в агенстве "Горное безумие", возглавляемым американцем Скоттом Фишером.
Оказывается, восхождение на вершину мира - дело чрезвычайно сложное в техническом плане.
К примеру. если вы вдруг решите подняться на самую высокую точку Африки - гору Килиманджаро, то если вы способны пробежать километров десять, можете отправляться хоть сейчас. И думаю, с вероятностью 90%, у вас все получится - там требуется только физическая выносливость, ваш рюкзак понесут носильщики, и за дней пять вы подниметесь и спуститесь. Технических сложностей там особо нет и особой альпинистской подготовки там не требуется. И огромных денег тоже.
Другое дело - Эверест. Оказывается, экспедиция по времени занимает примерно полтора месяца. И это с учетом того, что на высоту две тысячи метров участников забрасывает вертолет. На горе организовано несколько лагерей на разных высотах. И участники разных экспедиций поднимаются на разные высоты, дают организму акклиматизироваться.
И только к высоте восемь тысяч метров никак нельзя акклиматизироваться, там мало кто может обойтись без кислородного баллона, температура воздуха ниже минус сорока, дует шквалистый ветер, ощущения как минус сто.
Ледники, расщелины. Кстати, Кракауэр описывает ледник, который тянется не одну сотню метров, многочисленные глыбы льда размером с многоэтажный дом каждая, этот лед периодически откалывается и срывается вниз. Там тоже бывало, погибали люди, на которых упала льдина.
Именно поэтому на Эвересте нашел свою могилу примерно каждый пятый! решивший туда взобраться.
Но тем не менее, находятся организаторы коммерческих экспедиций, которые обещают довести клиента до вершины. Стоимость восхождения на одного человека - 60 тысяч долларов. И это только восхождение. И группы ведь набираются, в те майские дни 1996 года на вершине собралась целая первомайская демонстрация. 1Экспедиция Горного безумия, 2экспедиция Консультантов по приключениям, 3 - съемочная группа Имакс, Тайваньская национальная экспедиция, экспедиция из ЮАР, и еще 12 экспедиций разной численности. Спасибо Кракауэру, он перечислил всех участников всех экспедиций и шерпов поименно в начале книги.
Несмотря на то, что гибло много людей на восхождениях, власти Китая и Непала выдают много разрешений на восхождение. А стоимость разрешения на одного человека - 10 тысяч долларов, непальцы одно время ввели квоту, но китайцы не сделали того же самого. И непальцы тоже рукой махнули.
Это Скотт Фишер - руководитель Горного безумия. Альпинист с большим стажем и талантом организатора. Букреев с большой теплотой относился к Фишеру, поэтому согласился быть проводником на восхождении. Кракауэр не забыл упомянуть, что Фишер изменял жене и курил траву.
Итак, участники платят бешеные деньги за восхождение. При этом, возможно, нарушается восприятие действительности. Люди думают, что о них позаботяться, будут вести за ручку и в целом относиться как к вип-клиентам, за такие-то деньги. Безусловно, все они физически подготовленные люди. Но этого мало.
Никакие деньги не гарантируют нормальную погоду и идеальное развитие событий. Случится может все. И в тот раз все пошло не так как надо. У одного из шерпов случился отек мозга, пришлось эвакуировать его, на это отвлечь еще людей, проблемы с закупкой кислорода привели к тому, что кислорода было впритык только на одну попытку подняться на вершину, и еще много чего.
И самое главное - когда вокруг минус пятьдесят с ветром, и в разреженном воздухе тяжело двигаться и ногам, и клеткам мозга, никто не гарантирует вам помощи. Кракауэр описывает участников японской экспедиции, которые прошли мимо умирающего и просящего помощи человека. И это не единичный случай.
И тут каждый должен решить, идти ему на вершину или нет. Кстати, возможно коммерческий азарт подвел руководителей наших двух экспедиций. Во что бы то ни стало, они решили подняться наверх. Хотя световой день кончался и начинался внеплановый ураган.
И при спуске с вершины в полной темноте у участников кончаются силы, кислород и просто они не видят палатки лагеря. Букреев уже спустился к лагерю в этот момент. Когда спустя некоторое время он выходит на поиски, никто из присутствующих в лагере не в силах даже выйти из палатки, чтобы помахать фонариком или создать шум для привлечения внимания. В том числе и Кракауэр.
Это Сэнди Питтман. Светская дама, миллионерша и клиентка Горного безумия. Тоже была в группе Букреева и Фишера. Она заплатила за экспедицию больше всех (это пишет Букреев). Вела репортаж для интернет-сайта и для газеты какой-то. Да, для интернет-сайта в 1996 году. Заплатила она дополнительно за переноску радиотелефона, другого оборудования и телевизора(чтоб не скучно было сидеть в палатке). КРакауэр удивляется, что она заказывала доставку в базовый лагерь большой посылки с глянцевыми журналами типа Вог.
И она была среди тех трех человек, которых Букреев буквально вынес на себе.
Восхождение привело Сэнди к тяжелой депрессии, даже ее сына начали задевать в школе после выхода книги Кракауэра.
Впрочем, хрен с ней с Сэнди, КРакауэр повредил репутации Лопсанга ( это один из шерпов) и Букреева.
Но с другой стороны, Кракауэр подробно рассказывает про заслуги шерпов на восхождении. И про их жизнь до и после начала развития туризма в этом районе.
В целом книги стоящие. И несмотря на всех тех, что навсегда замерзли на вершине, люди идут на богиню мира. Удивительно.